С развертыванием военного конфликта в Украине и на Ближнем Востоке правительства инвестируют гораздо больше средств в оборону — проблема заключается в том, что не хватает квалифицированных рабочих, чтобы удовлетворить спрос.
Об этом говорится в материале Financial Times.
Когда Стефан Левен был избран на высший политический пост Швеции в октябре 2014 года, некоторые наблюдатели нашли забавным тот факт, что лидер социал-демократов начинал свою карьеру как сварщик. Те, кто покровительствовал производственному прошлому Левена, казалось, не знали, что сварка требует высоких навыков. Действительно, хорошие сварщики незаменимы в производстве оборонного оборудования, и именно там Левен заработал себе на жизнь, работая в шведской компании Hägglund & Söner (которая сейчас входит в состав BAE Systems).
Как же изменились времена. В прошлом году расходы на оборонное оборудование среди европейских стран-членов НАТО и Канады выросли на 24,9 процента. Сейчас члены Альянса тратят в среднем 27,8 процента своих оборонных бюджетов на оборудование (Польша и Финляндия тратят более половины). Другие страны также инвестируют в вооружение: Австралия модернизирует свой подводный флот до атомных судов в рамках пакта Аукус с Великобританией и США.
Но оборонные производители пытаются найти необходимых сварщиков, электриков и других квалифицированных работников. «Самый большой риск, с которым сталкивается строительство атомных подводных лодок Aukus, заключается в том, удастся ли набрать и обучить достаточное количество квалифицированных сварщиков», — предупреждал Asia-Pacific Defence Reporter в марте 2023 года, через полтора года после объявления о подписании пакта. Те же самые проблемы испытывают и европейские оборонные компании. «Работники старшего возраста постоянно выходят на пенсию, — сказал топ-менеджер одного из крупнейших европейских оборонных производителей. «Но миллениалов трудно нанять на работу. Мы чувствуем разрыв между поколениями именно в то время, когда мы расширяемся».
Не только так называемые праймы — крупные оборонные компании, которые продают напрямую правительствам — сталкиваются с дефицитом рабочей силы, но и их поставщики. «В оборонной промышленности сегодня всем нужны квалифицированные работники», — сказал Дэвид Чур, исполнительный директор Чехословацкой группы (CSG).
CSG, которая производит 155-мм боеприпасы для гаубиц, используемых странами НАТО и Украиной, хотела бы ускорить производство. Ждать новые станки приходится почти четыре года (CSG уже работает в три смены на имеющемся оборудовании). «Если бы у нас было достаточно мощностей, мы могли бы производить втрое больше боеприпасов, чем сейчас», — сказал Чур.
Производство оружия также требует чрезвычайного мастерства. «В конце процесса изготовления артиллерийских снарядов, когда вы должны наполнить их взрывчаткой, в этом нет ничего автоматического, — сказал европейский чиновник. «Есть части самолетов, которые все еще изготавливаются вручную. Существует много автоматизированных процессов, но оборонное производство полагается на квалифицированных работников».
Западные страны находятся под давлением необходимости увеличения поставок в Украину одновременно с наращиванием собственных оборонных арсеналов. Производители вооружений живут с фундаментальной дилеммой: в мирное время, когда они нуждаются в постоянном потоке контрактов, политики имеют мало стимулов тратить средства на оружие. Однако во времена нестабильности расходы на оборону растут, что приводит к полным портфелям заказов, но длительным задержкам, поскольку компаниям не хватает квалифицированных рабочих, чтобы заполнить цепочку поставок.
Эти задержки особенно болезненны для тех, кто на передовой. Один высокопоставленный чиновник сказал, что западным оборонным производителям понадобится два года, чтобы изготовить достаточное количество боеприпасов, чтобы украинские солдаты были обеспечены так же хорошо, как и российские. Тайвань все еще ждет большую часть вооружения стоимостью 19 миллиардов долларов, которое он заказал у американских производителей. Войны могут вспыхнуть, развернуться и быть проигранными из-за нехватки квалифицированных заводских рабочих.