Стратегия ЕС, чтобы убедить бельгийцев поддержать план финансирования Украины? Предупредить, что с ними могут поступить так же, как с Венгрией, пишет POLITICO.
На саммите 18 декабря перед лидерами ЕС будет стоять ключевая задача — убедить Барта де Вевера, нового «головного боли» для блока. Премьер-министр Бельгии блокирует их усилия по формированию кредита для Украины на 210 миллиардов евро, в то время как страна сталкивается с огромной финансовой дырой на фоне войны с Россией. Де Вевер так долго сопротивляется плану финансирования за счет замороженных российских активов — значительная часть которых хранится именно в Бельгии — что дипломаты по всему ЕС теперь работают над стратегиями, как его убедить.
Де Вевер удерживает вето из-за опасений, что Бельгии придется отвечать за выплату кредита, и требует дополнительных гарантий. Почти все российские активы размещены в Euroclear — финансовом депозитарии в Брюсселе.
Он хочет, чтобы ЕС создал дополнительную финансовую «подушку» сверх уже имеющихся гарантий и расширенных предохранителей для покрытия потенциальных судебных споров и выплат — идею, которой многие правительства сопротивляются.
Бельгия передала список поправок, которые она хочет видеть, чтобы обеспечить: если санкции отменят, стране не придется самой возвращать деньги Москве. Де Вевер заявил, что не поддержит «репарационный кредит», если его требования не будут учтены.
Лидеры ожидали заключить соглашение еще в октябре. Тогда казалось невозможным, что к декабрю его не будет. Теперь это похоже на реальность.
Несмотря на это, дипломаты говорят: шанс остается. Послы ЕС пункт за пунктом рассмотрят бельгийские требования, определят ключевые проблемы и попытаются их решить. Пространство для маневра еще есть. План — максимально приблизиться к бельгийской позиции.
Но за неделю до встречи лидеров ЕС начинает давить. Если Де Вевер продолжит блокировать план — а он делает это уже несколько месяцев, выдвигая новые условия — он окажется в неудобном и беспрецедентном положении для главы страны, которая традиционно является проевропейской, говорит дипломат ЕС, знакомый с ходом обсуждений.
Лидера Бельгии фактически «заморозят» и будут игнорировать — так же, как премьера Венгрии Виктора Орбана, которому в ЕС дают «холодный душ» за откат демократии и нежелание поддерживать санкции против России.
Послание для Бельгии простое: если она не согласится, ее дипломаты, министры и лидеры потеряют голос за столом ЕС. Пожелания Бельгии и ее опасения по поводу долгосрочного бюджета ЕС на 2028–2034 годы окажутся в самом низу списков. Это создаст для правительства серьезную проблему, особенно когда через 18 месяцев переговоры перейдут в решающую фазу.
Ее мнение по предложениям ЕС не будут спрашивать. Звонки останутся без ответа, говорит дипломат.
Это была бы жесткая реальность для страны, которая является и буквальным, и символическим центром европейского проекта и которая не раз играла роль «над своими весовыми категориями», включая председательство в Совете ЕС.
Но дипломаты говорят: отчаянные времена требуют отчаянных мер. В следующем году Украина имеет дефицит бюджета в 71,7 млрд евро, и без финансирования ей придется сокращать расходы уже с апреля. Президент США Дональд Трамп снова дистанцировался от поддержки.
Подчеркивая ставку, послы ЕС на этой неделе встречаются трижды — в среду, пятницу и воскресенье — для обсуждения предложения Европейской комиссии по кредиту, обнародованного на прошлой неделе.
Еврокомиссия предложила еще один вариант финансирования Украины: совместный долг под гарантии следующего семилетнего бюджета ЕС.
Венгрия официально отвергла выпуск евробондов, а привлечение долга через бюджет ЕС для поддержки Украины требует единогласного решения.
Остается план С: некоторые страны профинансируют Украину за свой счет.
Этого варианта нет в предложениях Комиссии, но дипломаты уже обсуждают его неофициально. Наиболее вероятными участниками считают Германию, страны Севера и Балтии.
Но те, кто продвигает эту идею, предостерегают: главное преимущество членства в ЕС — солидарность. Если заставить часть стран нести финансовое бремя поддержки Украины в одиночку, блок рискует серьезным расколом.
В будущем Германия может не захотеть спасать банк в стране, которая сейчас не хочет помочь Украине — такая логика.
«Солидарность — это движение в две стороны», — сказал дипломат.
Есть, конечно, еще один вариант — но только теоретически. Лидеры ЕС могли бы объединиться и провести «репарационный кредит» через механизм квалифицированного большинства, проигнорировав отказ Бельгии и «продавливая» решение. Но дипломаты говорят: этот сценарий серьезно не рассматривается.