Крупнейшие европейские компании потеряли как минимум 100 млрд евро в России после того, как она начала полномасштабную войну против Украины. Меньше всего потеряли те компании, которые ушли раньше других, пишет Financial Times со ссылкой на финансовые отчеты 600 компаний.
Ущерб зафиксирован почти третью из них. Эти потери возникли в результате обесценивания активов, валютообменных операций и других единовременных затрат в результате продажи, закрытия или сокращения деятельности в России. Общая цифра не включает косвенных макроэкономических последствий войны, таких как повышение стоимости энергии и товаров.
По странам больше всех потеряли компании из Великобритании (свыше 30 млрд евро), Германии и Франции (больше 20 млрд евро из каждой).
Издание указывает, что решение России экспроприировать бизнес таких компаний, как Fortum и Uniper (апрель 2023 года) и Danone и Carlsberg (июль 2023 года), чревато подобными проблемами и другим компаниям, которые до сих пор не свернули свою деятельность.
«Компании, ушедшие из России, потеряли много денег, но оставшиеся рискуют гораздо большими потерями. Оказалось, что лучшая стратегия для компаний после начала войны – развернуться и уйти. Чем быстрее вы ушли, тем меньше ваши потери», – цитирует FT аналитика консалтинговой фирмы Control Risks Наби Абдуллаева.
Самые большие списания задекларировали нефтегазовые компании BP, Shell и TotalEnergies (итого – 40,6 млрд евро), но их убытки были с лихвой компенсированы скачком цены на энергоресурсы.
Западные автопроизводители потеряли в России 6,4 млрд евро, больше всего – Renault (2,3 млрд евро) и Volkswagen (2 млрд евро).
Французский банк Société Générale в апреле 2022 года смог продать свою российскую «дочку» Росбанк за 3,1 млрд евро, тогда как менее ловкие европейские банки теперь вынуждены декларировать огромные расходы: Raiffeisen – 1 млрд евро, UniCredit – 1,3 млрд евро, Intesa Sanpaolo – 1,4 млрд евро.
По подсчетам Киевской школы экономики, более 50% из почти 1900 европейских компаний, занимавшихся бизнесом в России до начала полномасштабного вторжения, до сих пор работают в стране-агрессоре. Среди них – такие гиганты, как UniCredit, Raiffeisen, Nestlé и Unilever.