Лонгриды

CNN: Россия пытается разрушить украинскую энергосистему

электроэнергия
Вид с воздуха на разрушенный машинный зал Трипольской ТЭС после ракетного обстрела 11 апреля 2024 года / Фото Getty Images

В течение последних двух зим Украина выдерживала шквал российских авиаударов, которые пытались вывести из строя ее энергетическую инфраструктуру, погрузить ее граждан в темноту и использовать низкие температуры как оружие в войне.

Украина выдержала атаку благодаря западным системам противовоздушной обороны и мерам энергосбережения, принятым ее гражданами, когда семьи готовили пищу на походных печках, а врачи проводили операции при свете фонариков.

В то время как Украина выдержала шторм этой зимой, Россия возобновила свое наступление в последние недели, нанеся удар по украинской энергосистеме с такой интенсивностью и таким способом, которого не видели за более чем два года войны, говорится в материале CNN.

«Их тактика изменилась — к сожалению, не в лучшую сторону для нас», — сказала Светлана Гринчук, заместитель министра энергетики Украины.

В первые два года войны российские атаки были более разрозненными, залпами ракет, направленными на большие участки украинской энергетической системы. Сейчас удары становятся более точными и концентрированными, когда десятки ракет и беспилотников обрушиваются на одну цель.

«За такой короткий промежуток времени — за несколько недель этих массированных российских атак — почти все наши годовые усилия по восстановлению и ремонту были уничтожены за несколько дней, за несколько атак», — сказала Гринчук.

Переломный момент наступил в конце марта, рассказал CNN Александр Харченко, директор киевского Центра исследований энергетической отрасли. В тот день Россия осуществила одну из крупнейших ракетных и беспилотных атак на энергетическую инфраструктуру Украины, которая была направлена как минимум на 10 регионов страны и на короткое время оставила более 1 миллиона домохозяйств без электроэнергии.

«22 марта Россия начала реализовывать свою новую стратегию атак, — сказал Харченко. «Новая стратегия заключается в массированных ракетных атаках на конкретные цели, когда большое количество ракет и беспилотников одновременно сосредотачиваются на очень ограниченном количестве целей».

С тех пор Россия нанесла удары по украинским электростанциям по всей стране, а в четверг полностью разрушила Трипольскую ТЭС — крупнейшую электростанцию в Киевской области. ДТЭК, крупнейшая частная энергетическая компания Украины, также заявила в четверг, что Россия нанесла «серьезный ущерб» двум ее электростанциям, и что примерно 80% энергогенерирующих мощностей, которыми она управляет, были разрушены в результате российских ударов.

«Вместо того, чтобы продолжать сосредотачивать свои атаки на украинских системах передачи, с конца марта Россия начала осуществлять массированные атаки на нашу инфраструктуру по производству электроэнергии, — заявил Максим Тимченко, генеральный директор ДТЭК. «К сожалению, враг усовершенствовал свою тактику и использует высокоточное оружие. Результат — огромный рост его разрушительной эффективности по сравнению с 2023 годом».

Поскольку Украина хранит энергию в хранилищах, удары по тепловым электростанциям не вызвали немедленных, длительных отключений электроэнергии. Тепловые электростанции в основном используются для сбалансирования общих потребностей — особенно во время интенсивных отопительных периодов зимой, когда потребление резко возрастает.

Кроме интенсивности и концентрации атак, изменилось и их время. Ранее основная часть российских ударов приходилась на подготовку к зиме. Теперь они пришлись на необычно теплую весну.

Есть две причины, почему Россия могла дождаться весны, чтобы начать свою новую стратегию.

Во-первых, России нужно было время, чтобы накопить оружие и разведданные, необходимые для проведения ударов, сказал Харченко. «Эта стратегия, очевидно, долго готовилась, они потратили много времени на ее разработку, они явно собирали разведданные и очень тщательно готовились к этим атакам», — сказал Харченко.

Во-вторых, Россия могла дождаться, пока украинские электростанции станут менее защищенными средствами противовоздушной обороны, которые становятся все более дефицитным ресурсом после двух лет войны, а также помощи от Соединенных Штатов, которую Конгресс несколько месяцев блокировал.

«Я предполагаю, что Украина достаточно хорошо защитила свою энергетическую инфраструктуру к зиме, потому что мы ожидали, что такие атаки произойдут», — сказала в интервью CNN Елена Павленко, президент украинского аналитического центра DiXi Group, — «Но после того, как Украина вышла из зимы, она стала менее защищенной.

По словам Павленко, некоторые средства противовоздушной обороны, возможно, были перемещены — например, на линию фронта. «Это не ошибка, это просто расстановка приоритетов. Мы подумали, что если зима закончится, возможно, мы сможем использовать систему ПВО в других местах», — сказала она.

По словам министра энергетики Германа Галущенко, больше всего пострадала Харьковская область Украины. Более 200 000 человек остались без электроэнергии после российских атак в четверг. Поскольку город расположен так близко к России, гиперзвуковые ракеты могут достичь его за считанные секунды. «Из-за близости к границе террористы имеют возможность использовать различные виды оружия в большом количестве», — сказал Галущенко в эфире украинского телевидения.

Украина продемонстрировала незаурядную способность восстанавливать повреждения в электросети. Некоторые из ее высоковольтных подстанций — ключевых узлов, которые снижают напряжение электроэнергии, чтобы ее можно было передавать по линиям электропередач в дома и офисы — восстанавливались более 10 раз, сказал Харченко. Десятки восстанавливали по меньшей мере три-четыре раза. «Их обстреливают, восстанавливают, а потом снова обстреливают. Если бы их не восстанавливали, значительная часть областей уже была бы без света».

Темпы ремонтных работ ускорились, рассказала CNN Мария Цатурян, руководитель отдела коммуникаций «Укрэнерго», государственного оператора электросетей Украины. «В мирное время на замену поврежденного большого автотрансформатора на новый уходил месяц. Сейчас мы делаем это менее чем за неделю», — сказала она.

Но сейчас перед Украиной стоит совсем другая задача: ремонт не просто подстанций, а целых электростанций. Если подстанции можно защитить мешками с песком, сетками против беспилотников и другими средствами, то большие электростанции можно защитить только средствами противовоздушной обороны. Хотя такие восстановительные работы возможны, они могут быть бессмысленными.

«Мы можем восстановить все. У нас очень хорошая и очень мотивированная команда, — сказал Андрей Гота, генеральный директор «Центрэнерго», которая руководит ныне разрушенной Трипольской ТЭС. «Но опять же, без достаточного количества ракет для противовоздушной обороны это будет, мягко говоря, бесполезным делом».

Вместо этого, Украина, возможно, также рассматривает возможность смены курса. Вместо того, чтобы отстраивать большие — и без ПВО уязвимые — электростанции, она может изменить способ производства энергии.

«Вместо 20 крупных электростанций, которые сосредотачивают большие производственные мощности и имеют значительную долю в энергетическом балансе, должно быть 150-200 малых электростанций, разбросанных по всей стране, которые могут питать город, если одна из них выйдет из строя», — сказал Цатурян.

По словам Харченко, подобная система крайне необходима Харькову. «Сейчас понятно, что в Харьков нужно завозить газопоршневые двигатели в большом количестве, устанавливать их тайно, охранять… Альтернативы этому нет. Любой более крупный объект будет просто уничтожен во время обстрелов».

Хотя до следующей зимы еще несколько месяцев, энергосистема Украины может испытать нагрузку в летние месяцы, когда использование кондиционеров вызывает резкий скачок потребления электроэнергии.

Гринчук отметила, что Украина имеет «дополнительный механизм для сбалансирования системы и поддержания стабильной работы — импорт». Она сообщила, что Украина обратилась к своим европейским союзникам с просьбой увеличить лимит на импорт до 1,7 гигаватт.

Но приоритетом, по ее словам, является получение средств противовоздушной обороны. «Без противовоздушной обороны мы видим трагические последствия и разрушения, которые могут повлечь российские атаки. Вот почему нам действительно нужна противовоздушная оборона».


Теги:

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling