Снятие с должности министра обороны, долгое время занимавшего этот пост, не является чем-то необычным. Однако арест пяти его высокопоставленных сотрудников — это явно больше, чем просто поиск свежей крови, особенно в России Владимира Путина, пишет CNN.
После шокирующей отставки Сергея Шойгу с должности министра обороны две недели назад, под видом антикоррупционной кампании прокатилась волна арестов, которая выпотрошила высший руководящий состав министерства обороны.
Выбор времени является столь же интригующим, как и сами аресты и перестановки. После почти трех лет неудач на полях сражений в Украине, Россия только что одержала победу. В течение последних недель она начала в значительной степени успешное наступление на севере, в направлении Харькова, а также одержала победы на Донбассе на востоке страны.
Катастрофическая нехватка живой силы в Украине и сокращение запасов боеприпасов, усилившееся из-за многомесячной волокиты в Конгрессе США с принятием пакета военной поддержки, также помогли переломить ситуацию в сторону России.
Возникает вопрос: зачем трясти министерство, ответственное за победу в войне, именно сейчас?
Аналитики, которые общались с CNN, назвали министерство обороны одним из самых коррумпированных в стране. Российские государственные СМИ раскрывают военные контракты на впечатляющие суммы и публично критикуют высокопоставленных чиновников министерства и их роскошный образ жизни. Но, как сказал один аналитик в интервью CNN, мы являемся свидетелями «очень сложной полицентрической игры», которая связана с выбором времени и экзистенциальным поиском Путиным победы над Западом.
Над этим потрясением висит призрак Евгения Пригожина, главаря группы наемников «Вагнера», который также был ранее известен как «повар Путина».
Перед смертью он выражал ненависть к Шойгу и главному российскому генералу Валерию Герасимову в полных ненормативной лексики тирадах, обвиняя их и министерство в коррупции и некомпетентности.
Пригожин возглавил мятеж, который должен был завершиться свержением Шойгу и Герасимова. Вместо этого он поставил президента в неудобное положение и поставил под сомнение его авторитет. В ответ Путин назвал Пригожина предателем и лишил его активов, и все это перед тем, как он погиб в подозрительной авиакатастрофе вместе со своими главными советниками.
С тех пор Путин скрывал от общественности неэффективность закупок оружия министерством, а также неудачное вторжение в Украину и обвинения в коррупции, стремясь показать, что он не будет реагировать на мятеж в спешке. Это могло бы поставить под сомнение его авторитет и силу в глазах российского народа.
Путин, скорее всего, ждал переизбрания его в марте, прежде чем сделать шаг к реформированию министерства обороны. Изменения произошли вскоре после празднования Дня Победы 9 мая, на котором Путин и Шойгу присутствовали бок о бок, имея, казалось бы, дружественный вид.
Несмотря на отстранение от должности министра обороны, Шойгу останется в орбите Путина после того, как его отодвинут в сторону на новую роль секретаря Совета безопасности.
Татьяна Становая, старший научный сотрудник Центра Карнеги Россия-Евразия, сказала в интервью CNN, что не так важно, был ли прав Пригожин в отношении коррумпированности чиновников. По ее словам, в России «в политике не существует правильного и неправильного — имеют значение только интересы».
Интерес Путина заключается в том, чтобы поддерживать порядок в собственном доме, но, что более актуально, в достижении победы в Украине. Министерство обороны играет центральную роль в том, как закончится эта война.
Назначив новым министром обороны гражданского экономиста Андрея Белоусова, Путин дал понять, что хочет, чтобы министерство с его огромным бюджетом закупало оружие быстрее и экономнее.
Бюджет России на 2024 год показывает, что она стремится потратить 6% ВВП на оборону, что является самым высоким показателем в современной российской истории, и опередит социальные расходы — признак перехода страны к экономике военного времени.
Михаил Комин, российский политолог и приглашенный научный сотрудник Европейского совета по иностранным делам в Вене, сказал в интервью CNN, что «группа Шойгу среди российских элит является одной из самых рентоориентированных. Больше, например, чем некоторые из ближайшего окружения Путина».
В прошлую пятницу генерал-лейтенанту Вадиму Шамарину, начальнику Главного управления связи Вооруженных сил России, было предъявлено обвинение в «получении взятки в особо крупном размере» — 36 миллионов рублей (около 393 000 долларов) от завода, который поставляет министерству оборудование для связи. В обмен на это он якобы заключил с компанией выгодные государственные контракты.
По сообщениям российских государственных СМИ, Шамарин не признал себя виновным.
Российские государственные СМИ также сыграли определенную роль в распространении информации о репрессиях Кремля против министерства. После ареста Шамарина в мае государственное агентство «РИА Новости» сообщило, что его жена приобрела автомобиль Mercedez-Benz GLE за 20 миллионов рублей (около 218 000 долларов), в то время как его доход не превышал 34 000 долларов. Согласно отдельному отчету, ее доход в том году составил 872 000 рублей (9 740 долларов).
Самым известным из пяти арестованных чиновников был Тимур Иванов, заместитель министра обороны. В конце апреля его отправили под домашний арест, также по подозрению в получении взяток.
Иванов оказался в центре внимания Фонда борьбы с коррупцией, основанного Алексеем Навальным, который был убит в российской тюрьме в феврале. Он и его организация разоблачили роскошный образ жизни жены Иванова — посещение ювелиров только по приглашениям, ношение одежды от кутюр и владение шале на шикарном горнолыжном курорте Куршевель во Франции. Они спрашивали, как она может позволить себе такой образ жизни, когда официальная зарплата ее мужа составляет 175 000 долларов в год.
Российские государственные СМИ сообщили, что Иванов настаивает на своей невиновности, ссылаясь на собственный источник.
Для Становой причины замены таких фигур, как Иванов и Шамарин, просты. «Отчасти логика Путина заключается в том, что нельзя назначать кого-то на эту должность (министра обороны), где есть значительные интересы предыдущего руководителя».
Чтобы помочь очистить министерство, Путин назначил Олега Савельева, бывшего аудитора Счетной палаты России, заместителем министра обороны. По словам Комина, он будет «осведомлен о коррупции, которая уже существует в оборонном секторе».
Учитывая радикальные изменения, сделанные президентом, поползли слухи о должности начальника Генерального штаба Вооруженных сил Валерия Герасимова, еще одной мишени нападок Пригожина.
По словам Становой, «сейчас очень много слухов о том, что он [Герасимов] может быть уволен в ближайшее время», но тот факт, что его пока не уволили, дает Герасимову «окно для того, чтобы начать бороться за собственные интересы», добавила она. «Герасимов борется против своих врагов, пытаясь обеспечить свое будущее», — сказала Становая.
Комин согласился, что Герасимов может пока сохранить свою должность, поскольку Путин заявил, что не намерен делать никаких других изменений.
Важно, что, по мнению Комина, Герасимову повезло, что у него нет должности, подобной должности Шойгу, где его можно было бы публично сместить, не запятнав при этом его репутацию: «Найти нового человека — не такая уж и большая проблема. Важнее найти место для предыдущего человека».
В путинской России президент остается сосредоточенным на победе в Украине, но недавние увертюры показали, что актерский состав может измениться, и президент готов быть безжалостным в поисках победы.