На саммите Организации Североатлантического договора, состоявшемся на этой неделе в Вашингтоне, Украина по праву была в центре внимания. Как свидетельствует коммюнике встречи, у 75-летнего альянса есть множество других неотложных проблем: на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в киберпространстве и других местах.
Однако, пишет в своей статье для Bloomberg бывший верховный главнокомандующий союзными войсками НАТО Джеймс Ставридис, сравнительно мало внимания уделяется зоне геополитической конкуренции, которая вскоре может стать очагом конфликта: Арктике. Россия продвигается на север, и в меньшей степени это касается Китая. Что следует учесть НАТО, глядя на полярный регион?
Россия — крупнейшее прибрежное государство Северного Ледовитого океана, занимающее около половины его берегов. Другая половина поделена между США, Канадой, Данией (Гренландия — ее зависимая территория), Исландией и Норвегией. С недавним добавлением Швеции и Финляндии в НАТО входят семь из восьми стран, имеющих территорию за Полярным кругом.
Единственной страной, не входящей в НАТО, является, конечно же, Российская Федерация, и президент Владимир Путин реализует самую активную и последовательную арктическую программу. Москва расширяет и обновляет свой и без того внушительный флот ледоколов: За последние четыре года русские ввели в строй три новых атомохода, и еще как минимум три находятся на верфях.
Но в мире НАТО все внимание приковано к строительным испытаниям совершенно нового боевого ледокола, очень впечатляющего «Ивана Папанина». Этот российский военный корабль, который является дизель-электрическим, а не атомным, как ожидается, будет полностью готов к концу этого года. За ним последуют еще два корабля того же класса.
Предыдущие российские ледоколы, как и их коллеги из НАТО, были по сути невооруженными и предназначались для исследований, сопровождения торговых судов и базовых «операций присутствия» (демонстрация флага и возможностей). Но эти новые боевые ледоколы обладают значительным наступательным потенциалом, включая 76-мм скорострельное орудие (аналогичное тому, что стоит на американских фрегатах) и пусковые установки для противокорабельных и крылатых ракет наземного базирования. Это серьезные боевые корабли весом 9 000 тонн, примерно как американский эсминец с управляемыми ракетами класса Arleigh Burke.
Таким образом, у русских скоро появится боевой корабль, способный пробиваться сквозь ледяной покров практически в любых зимних условиях. Единственными кораблями, сопоставимыми по ледокольным характеристикам, являются норвежские корабли класса Svalbard, но они не обладают наступательным боевым потенциалом.
У ВМС США нет ледоколов. Старинное судно береговой охраны Polar Star, введенное в эксплуатацию в 1976 году, находится на верфи в режиме жизнеобеспечения. Программа береговой охраны по строительству полярного сторожевого корабля нового поколения неоднократно откладывалась и значительно превышала бюджет, и ожидается, что судно появится не раньше конца десятилетия.
Китай, несмотря на отсутствие арктического присутствия, тем не менее строит ледоколы. У Пекина есть три средних судна — самое новое из них класса Ji Di весом почти 6 000 тонн — и четвертое на подходе. Хотя они классифицируются как исследовательские суда, мы знаем, что Пекин редко обходится без военных мотивов. В любом случае, новые корабли — это четкий сигнал о том, что Путин и китайский лидер Си Цзиньпин активизируют сотрудничество на заднем дворе НАТО.
В их совместные планы может входить создание угрозы глобальным цепочкам поставок, которые круглый год открываются в тающей ледяной шапке; проведение миссий наблюдения и присутствия в Северном Ледовитом океане; получение ценного тактического опыта, включая координацию с подводными операциями китайских и российских атомных ударных подводных лодок; и отстаивание российских территориальных претензий на разведку нефти и газа в спорных зонах.
Что же делать НАТО? Новая арктическая стратегия должна опираться на четыре столпа.
Во-первых, альянс должен воспользоваться преимуществами присоединения двух новых стран, обладающих значительным арктическим опытом. Швеция и Финляндия являются членами Арктического совета — неправительственной организации, которая занимается всеми аспектами того, что канадцы называют «Крайним Севером». Вооруженные силы обеих стран имеют богатый опыт действий в условиях сильного холода. Быстрая интеграция шведских и финских сил и средств, а также их политического влияния в Арктическом совете — ключевой момент.
Далее следует создание боевого ледокольного потенциала альянса. США должны приступить к реализации программы создания катера полярной безопасности и рассмотреть возможность переоборудования некоторых эсминцев ВМС в корпуса с «ледовой закалкой». Канадцы, чьи расходы на оборону являются одними из самых низких в НАТО, должны направить ресурсы на развитие арктического морского потенциала. Как минимум, они должны покрыть ледяной кормой свой новый класс из 15 запланированных надводных боевых кораблей.
Третий элемент — наблюдение, обучение и патрулирование. Пока страны-члены проводят эпизодические операции, они должны начать думать об Арктике так же, как о Средиземном или Балтийском морях, где есть постоянные флотилии, готовые вести постоянные боевые действия. НАТО следует проводить учения, по крайней мере, ежегодно, принимая Норвегию и Канаду на их самых северных базах. Спутниковое покрытие региона также нуждается в улучшении.
Наконец, НАТО необходимо перестроить свои планы действий в чрезвычайных ситуациях и планшетные учения. Альянс регулярно разрабатывает и тестирует новые стратегии по защите стран Балтии и Польши от России; ему необходимо сделать это и в отношении арктических чрезвычайных ситуаций. Из личного опыта я знаю, что на разработку, проверку и утверждение этих планов обороны уходят годы.
Когда десять лет назад я был командующим войсками НАТО и высказывал свои опасения по поводу Арктики высокопоставленным канадцам, они говорили мне, чтобы я расслабился, что это «Высокий Север, но низкая напряженность». Один из них пошутил, что если бы русские напали на Канаду через Арктику, то «мы бы в итоге провели для них поисково-спасательные работы». Возможно. Но это было задолго до вторжения Путина в Украину и его продвижении боевых ледоколов. Арктические возможности России больше не являются поводом для шуток.