Ежемесячный доход России от экспорта нефти сейчас больше, чем до ее полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 года.
Об этом пишет Bloomberg.
Доходы России от ее основных налоговых источников — нефтедолларов — почти удвоились в период с апреля по октябрь. Согласно расчетам Bloomberg, которые базируются на данных российского министерства финансов, но сглаживают поступления от налога на прибыль, чистые доходы России от продажи нефти в октябре составили 11,3 миллиарда долларов, что составляет 31% от общего объема чистых доходов бюджета страны за месяц. Это самый высокий показатель с мая 2022 года и превышает любой другой месяц за год до полномасштабного вторжения в Украину.
За первые девять месяцев 2023 года отечественные и теневые владельцы флота совокупно перевезли более 70% российских нефтяных грузов, что позволило Москве сохранить контроль над экспортом и постепенно повышать цены.
«Теневой флот» работает на Россию
Как отмечает агентство, санкционное соглашение, призванное уменьшить финансирование военного нападения Кремля на Украину, заключенное год назад, предусматривало ограничение цены на российскую нефть, поставляемую морским путем, на уровне 60 долларов за баррель, что на 24 доллара ниже средней рыночной цены за последние 12 месяцев. Зато она способствовала прибыльному бизнесу для десятков трейдеров и судоходных компаний, которых трудно отследить. Согласно торговым данным, собранным агентством Bloomberg, от момента, когда нефть покидает Россию, до момента, когда она попадает к покупателям, «улетучивается» до 11 миллиардов долларов нефти в год.
Верхний предел цены был построен таким образом, чтобы не позволить компаниям стран «Большой семерки» предоставлять России такие услуги, как транспортировка и страхование, когда нефть продавалась по цене более 60 долларов. В то же время Европейский Союз запретил почти весь импорт нефти из России, которая до этого момента была главным поставщиком блока, что привело к усилению сотрудничества Москвы с Китаем и Индией.
Отмечается, что план санкций был задуман как способ ограничить доходы России от продажи нефти, не вызвав при этом скачка мировых цен на энергоносители. Побочным продуктом стало изменение финансовой архитектуры нефтяной и морской торговли.
«Теневой флот и альтернативы западному морскому страхованию не являются чем-то новым. Иран использовал их годами. Теперь, когда их использует такой мощный производитель, как Россия, они стали более распространенными», — рассказал старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета, который участвовал в формировании предыдущих санкций США против Ирана и России, Эдди Фишман.
По его словам, если не будет согласованных действий, чтобы сделать использование этих некачественных альтернатив западным услугам, они будут расти и станут структурной особенностью мировой торговли нефтью.
Несмотря на то, что Запад пытается ограничить обходные пути для России, в частности, власти Греции утверждают, что они бессильны предотвратить тайные судоходные операции, которые происходят неподалеку от побережья страны.
Испания, еще одна страна-член ЕС, смогла прекратить подобную деятельность в начале этого года, оставив Грецию — крупнейшего в мире владельца нефтяных танкеров — в роли решающего исключения. Как пишет Bloomberg, работая в условиях ценового лимита, греческие суда в этом году перевезли больше российской нефти, чем их конкуренты из любой другой страны, кроме самой России.
«Греческие владельцы смогли остаться в торговле — не нарушая правил ЕС — после того, как дипломаты страны успешно лоббировали в других странах-членах ЕС смягчение мер, которые в противном случае ограничили бы возможности грузоотправителей торговать с Россией. Согласно данным судоходства, в 2023 году греческие суда перевезли 20% всех российских нефтяных поставок и почти треть экспорта флагманской нефти марки Urals», — говорится в материале агентства.
Как долго это будет продолжаться — неизвестно. Но рост значения теневого флота очевиден: В 2023 году он перевез около 45% российской нефти.
Как реагируют на «теневой флот» на Западе
«Санкции имеют добрые намерения. Но факт в том, что они в конечном итоге привели к тому, что большой флот устаревших танкеров работает вне досягаемости западных регуляторов, вероятно, с низкокачественной страховкой», — рассказал старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований Бен Кэхилл.
Это не осталось незамеченным, отмечает Bloomberg. С 12 октября Министерство финансов США наложило санкции на восемь нефтяных танкеров за нарушение ценового лимита, шесть из которых принадлежали российскому «Совкомфлоту», государственной танкерной компании, поддерживаемой государством.
Власти США также направили письма операторам около 100 судов с просьбой предоставить информацию о потенциальных нарушениях ценовых ограничений.
ЕС изучает возможность введения системы уведомлений, которая потребует его разрешения на продажу или экспорт танкеров и сухогрузов, бывших в употреблении. Это может усложнить для таких стран-членов, как Греция, продажу танкеров в теневой флот. Великобритания также наложила санкции на нефтетрейдера из Дубая из-за его непрозрачной структуры собственности.
Министерство финансов США заявило, что теперь оно хочет повысить расходы России на доставку нефти.
«Мы будем внимательнее смотреть на верхнюю границу цены», — заявил советник президента Джо Байдена по вопросам энергетической безопасности Амос Хохштайн в интервью агентству Bloomberg.
Он добавил, что «казначейство США и другие» принимают меры, чтобы доходы Москвы от торговли нефтью снизились после повышения цены на российскую нефть.
«Главный вопрос заключается в том, действительно ли США и их союзники хотят ограничить потоки российской нефти, что потенциально может привести к росту мировых цен на топливо — в год выборов для Байдена. Если нет, а именно так считают многие нефтетрейдеры и аналитики, то у Москвы есть обходные пути, которые она может использовать: от своего теневого флота до поощрения западных поставщиков услуг закрывать глаза на потенциально ложные показания трейдеров о цене, по которой они покупают нефть», — пишет Bloomberg.