После российских атак в прошлом месяце было уничтожено 80% мощностей тепловых электростанций ДТЭК. Даже при наличии необходимых поставок на устранение повреждений может уйти много времени.
Такие атаки, наносящие огромный ущерб и без того разрушенной экономике Украины, практически невозможно отразить, поскольку Украина не располагает достаточными средствами ПВО, говорится в материале The Washington Post.
Трудности с защитой от атак также создают проблемы с восстановлением энергетических объектов, поскольку они всегда могут подвергнуться новому удару. “Мы вкладываем много сил, много денег и времени, чтобы его восстановить. Но он может быть уничтожен… после одной атаки”, — сказал генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко во время интервью на станции.
По словам представителей компании, России известно местоположение шести теплоэлектростанций ДТЭК, но не размер ущерба, причиненного ее ударами.
ДТЭК использовал почти все свое резервное оборудование для устранения повреждений предыдущих российских ударов, что делает текущие ремонтные работы еще более сложными. По словам Тимченко, детали, необходимые для ремонта сгоревшего блока управления на этом объекте, можно получить только за пределами Украины. Другое необходимое оборудование потенциально может быть собрано со списанных станций в Европе.
ДТЭК также ищет инвестиции для расширения своих проектов в области зеленой энергетики, в том числе ветряных электростанций, которые России будет сложнее повредить. Такие объекты также сложнее атаковать, чем старые электростанции, которые были спроектированы в советское время, а значит, у Москвы наверняка сохранились чертежи.
Но пока не будет обеспечено финансирование более экологичных проектов, Украина вынуждена полагаться в основном на электростанции, работающие на ископаемом топливе.
Даже в условиях постоянного риска новых ударов сотрудники убирают и ремонтируют, что могут. 51-летний Александр, проработавший на станции 27 лет, в момент удара был дома, но поспешил на место работы, чтобы помочь эвакуировать персонал и отключить критически важное оборудование. По словам Александра, не все сотрудники могут укрыться под землей во время атаки. Некоторые должны поддерживать работу станции.
В одной из таких комнат управления, которая не пострадала от удара, часы на стене по-прежнему показывали 5:49 утра — время ракетного обстрела. Черно-белая кошка, покрытая сажей, трется об ноги рабочих и журналистов. Она выжила после пожара в диспетчерской, расположенной дальше по коридору.
По словам Александра, он знал, что помещение горит, но все равно пошел туда. Сделал глубокий вдох, а затем открыл дверь в наполненное дымом помещение, чтобы успеть отключить нефтяные насосы до того, как будут уничтожены системы управления. Когда он открыл дверь, Мурка выбежала и спаслась.
Сотрудники хватали все огнетушители, какие только могли найти, и в ожидании приезда пожарных использовали десятки аппаратов, чтобы потушить пламя. В итоге из-за пожара обрушился потолок. На сохранившейся части крыши виднелась сетка, установленная для улавливания пролетающих дронов.
Александр был свидетелем и других ударов по объекту, в том числе 2022 года, когда в него попало несколько ракет. По его словам, как и раньше, рабочие пытаются вернуть станцию в строй, но они измотаны, понимая, что это может быть лишь временная заплатка.
«Люди работают над ремонтом, но у нас нет гарантии, что станция будет в безопасности», — сказал Александр. «Нам нужно знать, что мы не зря ее ремонтируем».
Сотрудники понимают, что каждый день, когда они приходят на работу, может означать, что они переживут еще одну атаку или никогда не вернутся домой.
«Мой прогноз мрачен», — говорит Александр. «Без международной поддержки нам не выжить».