Беспилотников, которые патрулируют небо над линией фронта в Украине, настолько много, что у украинских и российских войск практически нет возможности передвигаться по полю боя. Солдаты бросаются из одного окопа в другой, надеясь, что пилоты, управляющие вражескими беспилотниками над головой, недостаточно опытны, чтобы обнаружить их внутри. Операторы беспилотников могут преследовать до смерти одного пехотинца, ныряя за ним в укрытия и траншеи, пишет The Washington Post.
По словам Александра Настенко, командира подразделения беспилотников Code 9.2 в 92-й бригаде украинских войск, рост числа малых беспилотников в Украине превратил территорию по обе стороны от «нулевой линии» — обычно называемую «серой зоной» — в «зону смерти». По его словам, те, кто осмелится передвигаться днем или ночью под пристальным взглядом вражеских беспилотников, «погибают сразу».
Дешевые беспилотники изменили современную военный конфликт — и изначально дали украинским войскам преимущество на поле боя, где они постоянно находятся в меньшинстве и уступают в численности. «Это эволюция нашего выживания», — заявил Настенко.
Но россияне быстро подхватили эту идею и начали массово производить свои собственные беспилотники. За этим последовал избыток одноразовых, смертоносных дронов и устройств радиоэлектронной борьбы, известных как “глушилки”, которые нарушают их полеты. Наиболее распространены беспилотники с видом от первого лица, или FPV, которыми обычно управляет пилот, который надевает гарнитуру и держит в руках пульт дистанционного управления.
«То, что мы наблюдаем сейчас, — это блицкриг беспилотной войны», — считает начальник штаба компании BRINC Drones Эндрю Коте. BRINC из Сиэтла отправляет оборудование в Украину. Коте считает, что беспилотники в Украине меняют ситуацию так же, как танки в Первой мировой войне. «Это довольно патовая ситуация, — подчеркивает он, — потому что, если вы находитесь на открытой местности, за вами будут охотиться».
Пилоты беспилотников могут работать немного дальше от нулевой линии — или линии соприкосновения — чем традиционная пехота, тем самым сохраняя свои жизни. Но насыщение беспилотниками, многие из которых оснащены тепловизорами, значительно сократило пространство, по которому войска могут безопасно передвигаться, и это привело к большим потерям в последние месяцы в значительной степени помешало обеим сторонам совершить серьезные прорывы.
Эти условия — в сочетании с широко распространенными минными полями и нехваткой боеприпасов и солдат — теперь делают практически невозможным для Украины отвоевать целые участки территории, как это было в 2022 году
Россия, обладающая большими запасами ракет и превосходящей авиацией, воспользовалась нехваткой боеприпасов и захватила стратегически важный город Авдеевку, а теперь стремится захватить еще больше территорий. Накануне главнокомандующий Украины Александр Сырский предупредил, что ситуация на восточном фронте «значительно ухудшилась».
Украина будет полагаться в основном на беспилотники, чтобы затруднить продвижение русских вперед. Учитывая, что и в России налажено крупномасштабное производство беспилотников, Украина стремится произвести в этом году более миллиона устройств.
У Киева быстро заканчиваются артиллерийские и противовоздушные боеприпасы, которые поставляют западные партнеры, в том числе США. Республиканцы в Конгрессе уже несколько месяцев блокируют пакет помощи в размере 60 миллиардов долларов, предложенный президентом Байденом.
Михаил Федоров, министр цифровой трансформации Украины, который курирует большую часть разработок беспилотников в стране, заявил, что украинские беспилотники оказались точнее артиллерии по некоторым вражеским целям. Тем не менее, артиллерия — это главная потребность.
Ранее украинские войска полагались на артиллерию, чтобы уничтожить такие важные цели, как российские танки, и остановить российское продвижение. Теперь же острая нехватка 155-миллиметровых снарядов означает, что даже если беспилотники обнаружат десятки целей, атакованы будут лишь немногие из них.
Украина обучила десятки тысяч солдат пилотированию беспилотников — военной профессии, которой фактически не существовало во время крымских событий в 2014 году. В феврале президент Украины Владимир Зеленский формализовал роль операторов беспилотников, создав новое военное подразделение под названием «Силы беспилотных систем». «Отражение наземных атак — это в первую очередь задача беспилотников», — заявил Зеленский, признав, что роль пехотинцев кардинально изменилась.
Украинские заводы выпускают широкий спектр моделей беспилотников, в том числе для нанесения ударов по территории России, а гражданские добровольцы собирают FPV самостоятельно, следуя инструкциям на YouTube. Спрос на беспилотники опережает предложение, говорит Федоров.
Огромное количество беспилотников означает, что поле боя «почти прозрачно с обеих сторон», — считает оператор беспилотника, выступая с импровизированной базы вблизи линии фронта, заполненной деталями для FPV. Эти устройства, хотя и довольно дешевые в изготовлении, имеют такую стратегическую ценность, что он проводит часы за своим столом, ремонтируя захваченные у русских беспилотники или чиня свои собственные в надежде, что их можно будет использовать снова.
Системы глушения, которые нарушают частоту беспилотников и превращают экраны пилотов в статическое изображение, еще больше усложняют выполнение миссий. Иногда, по словам оператора, ему приходится поражать цели «почти вслепую». Кроме глушения сигнала, войска мало что могут сделать для защиты от беспилотников.
Командир подразделения беспилотников подчеркивает, что безостановочные полеты российских беспилотников означают, что «все в опасности». Прошлой осенью его войска могли свободно летать на своих беспилотниках, уничтожая российские цели. Теперь, из-за помех, они часто не могут пролететь больше одной мили, прежде чем их экраны станут серыми.
В радиусе 10 километров может находиться 100 разведывательных и ударных беспилотников, летающих туда-сюда. «Самое сложное — понять, украинские это беспилотники или российские», — подчеркивает командир. «Когда вы видите в небе 10 беспилотников, невозможно понять, это наш беспилотник, вернувшийся после разведки или это их беспилотник, который прилетел на разведку или атакует нас».
Хотя используемые украинцами системы помех помогают срывать российские полеты, но они также мешают и его собственным. По словам операторов беспилотников, они хотел бы иметь «волшебную кнопку», которая бы отключала все сигналы, но поскольку беспилотники используют все более широкий диапазон частот, такая технология недоступна.
Россия знает, насколько ценными для Украины являются пилоты беспилотников, и «нацеливает на наших операторов беспилотников авиационные управляемые бомбы и системы «Град»», — резюмировал командир подразделения. Находясь недавно на задании, его подразделение подверглось артиллерийскому обстрелу и потеряло двух своих солдат.