Вооруженные силы Украины возглавляют рейтинг доверия среди населения, на 7 месте — президент. В то же время Владимир Зеленский возглавляет рейтинг политиков, общественных деятелей и др.
Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного с 21 по 27 сентября социологической службой Центра Разумкова.
Среди государственных и общественных институтов чаще всего доверие высказывается:
Чаще выражается доверие, чем недоверие, к совету города (поселка, села), в котором живет респондент (соответственно 49% и 41%), к украинским СМИ (соответственно 47% и 43%), к Национальному банку (соответственно 46% и 42%), к уполномоченному Верховной Рады по правам человека (соответственно 44% и 31%).
Большинство респондентов выражают недоверие политическим партиям (не доверяют 74%), чиновникам (72%), судебной системе (70%), Верховной Раде Украины (64%), прокуратуре (61%), правительству Украины (60%), коммерческим банкам (59%), Национальному антикоррупционному бюро (53%), Специализированной антикоррупционной прокуратуре (52%), Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции (52%).
Также чаще высказывается недоверие, чем доверие, профсоюзам (не доверяют им 46%, тогда как доверяют — 25%).
Несмотря на то, что политическим партиям доверяют лишь 14% респондентов, отвечая на вопрос, видят ли они среди имеющихся политических сил те, которым можно было бы доверить власть в послевоенный период, утвердительный ответ дают несколько больше респондентов (27%). Однако, это заметно меньше, чем в июле этого года (38,5%). Отрицательный ответ давали соответственно 49% и 41%.
Политическая сила, которой можно доверить власть в послевоенный период, чаще всего, по мнению респондентов, может появиться из среды военных (так считают 52% опрошенных).
30% респондентов придерживаются мнения, что она может появиться из волонтерской среды (что на 5% больше, чем в июле 2023 г.), 25% — из круга гуманитарной или технической интеллигенции (на 7% больше, чем в июле 2023 г.), 23% — из уже существующих политических партий (что на 3% меньше, чем в июле), 19% — из организаций гражданского общества, 8% — из бизнес-среды.
Среди тех, кто видит среди имеющихся политических сил те, которым можно было бы доверить власть в послевоенный период, 62% ответили, что такая политическая сила может появиться из уже существующих политических партий. Хотя 50% среди них также придерживаются мнения, что такая политическая сила может появиться из среды военных.
Считают, что такая политическая сила может появиться из среды военных, 53% жителей западных, 57,5% — центральных, 61% — южных и 31% — восточных регионов.
Среди политиков, чиновников, общественных деятелей, журналистов, уровень доверия к которым оценивался во время этого исследования, чаще всего респондентами высказывалось доверие к Владимиру Зеленскому (75%), Виталию Киму (64%), Сергею Притуле (51%).
Чаще выражали доверие, чем недоверие, к Михаилу Подоляку (соответственно 45% и 30%), Виталию Кличко (соответственно 44% и 39,5%), Алексею Данилову (соответственно 42% и 35,5%), Василию Малюку (соответственно 34% и 21%), Юрию Бутусову (соответственно 31% и 25%), Сергею Стерненко (соответственно 28,5% и 26%), Игорю Клименко (соответственно 26% и 22%), Рустему Умерову (соответственно 25% и 21%),
Большинство опрошенных не доверяют Юрию Бойко (82%), Юлии Тимошенко (82%), Петру Порошенко (73%), Алексею Арестовичу (71%), Дмитрию Гордону (58%), Давиду Арахамии (54%) и Андрею Ермаку (53%).
Чаще выражали недоверие, чем доверие, к Руслану Стефанчуку (не доверяют ему 46%, доверяют 25%), Денису Шмыгалю (соответственно 44% и 36%), Даниле Гетманцеву (соответственно 29% и 18%).
Опрос методом face-to-face проводился во всех областях, кроме Донетчины, Луганщины и Крыма. В Запорожской, Николаевской, Харьковской, Херсонской областях — только на тех территориях, которые контролируются правительством Украины и на которых не ведутся боевые действия.
Опрос проводился по стратифицированной многоступенчатой выборке с применением случайного отбора на первых этапах формирования выборки и квотного метода отбора респондентов на заключительном этапе.
Опрошено 2016 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%. Вместе с тем, дополнительные систематические отклонения выборки могут быть обусловлены последствиями российской агрессии, в частности, вынужденной эвакуацией миллионов граждан.