В январе-сентябре 2024 года снизился импорт бензина по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 919,5 тыс. т.
Об этом пишет enkorr со ссылкой на данные Консалтинговой группы «А-95».
Более половины бензина (64%) поступило в Украину железнодорожным транспортом, рост за год составил 44% (590,5 тыс. т).
В то же время импорт бензовозами упал на 31%, до 220 тыс. т. Основным фактором изменения логистики можно считать польские забастовки, которые начались 6 ноября 2023 года и продолжались до 22 апреля 2024-го.
В результате Польша потеряла почти 86% автоперевозок топлива, но заместила их железнодорожными.
Также существенно сократились поставки по автодорогам из Болгарии (-59%), Словакии (-58%) и Латвии (почти на 100%).
После двухлетней балансировки 2024 года западное направление импорта одержало победу над южным.
Запад прибавил 22% (498 тыс. т), тогда как юг потерял 26% (421,7 тыс. т).
Главным образом, как отмечается в статье, южное направление потеряло объемы из-за существенного снижения поставок из Греции, отгрузки откуда в 2023 году носили ситуативный характер.
В первом полугодии текущего года импорта оттуда вообще не было, а затем рынок немного подтянул объемы в рамках подготовки к повышению акцизов с 1 сентября (эта причина обусловила большие греческие объемы и в 2023 году).
«А что случилось на западе? Буквально выстрелила Литва — на 40%, до 161,2 тыс. В сентябре Мажейкяй вообще стал крупнейшим поставщиком бензина — 35,2 тыс. т (+38% по сравнению с августом). Литовцы удерживают статус одного из крупнейших поставщиков, несмотря на кардинальное изменение системы импорта после 2022 года», — говорится в сообщении.
«Одним из главных факторов этого успеха являются исторические связи с украинскими контрагентами и отличная репутация литовского продукта», — считает директор Консалтинговой группы »А-95» Сергей Куюн. Но он добавляет, что все же главным фактором реинкарнации Мажейкяя в Украине является цена.