В Украине планируют ввести альтернативные типы учреждений дошкольного образования, чтобы облегчить доступ к детским садам. Это предусмотрено новым Законом «О дошкольном образовании», который вступит в силу 7 июля 2025 года.
Об этом сообщила Евгения Смирнова, заместитель министра образования и науки Украины, в интервью ZN.ua.
Она пояснила, что Министерство образования и науки намерено разработать различные модели дошкольных учреждений, чтобы понять, какая из них является наиболее эффективной в различных условиях. Сейчас в законе прописаны лишь общие идеи, а рабочие группы занимаются детализацией их реализации.
Мобильный детский сад — это транспортное средство, например, автобус, который оснащен всем необходимым для работы с детьми. Он приезжает по графику в разные населенные пункты и останавливается там, где есть укрытие. Родители знают расписание и приводят своих детей на занятия.
«Это может стать хорошим вариантом для областей с большим количеством разрушенных садов, таких как Днепропетровская, Херсонская и Николаевская. Сейчас в Украине 110 полностью разрушенных дошкольных учреждений и более 1100 поврежденных. Первый мобильный садик уже появился благодаря финскому правительству, и он будет работать в Херсонской области», — отметила Смирнова.
Специальный детский сад для детей с особыми образовательными потребностями будет обеспечивать дошкольное образование для детей в возрасте от двух до семи или восьми лет, имеющих физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения.
Семейный (семейный) сад — это дошкольное учреждение, расположенное в частном пространстве (доме или квартире), адаптированном для предоставления образовательных услуг. Евгения Смирнова вспомнила, что наблюдала, как эта модель работает в Германии в Kinder Garten, а также о популярности домашних садов в Ирландии и Франции.
«В таких садах небольшие группы детей воспитываются в домашней атмосфере несколькими воспитателями с соответствующими лицензиями. Это решение подходит для общин, которым трудно поддерживать традиционный сад, поскольку они должны отапливать большие помещения и иметь численный штат при небольшом количестве детей», — пояснила она.
Мини-сад на пять детей имеет похожую концепцию. Сейчас рабочие группы будут определять, как именно он будет функционировать.
Центры педагогического партнерства будут оказывать помощь родителям в воспитании детей, которые не посещают садик, с обязательным участием одного из родителей в учебном процессе.
Центры развития ребенка будут обеспечивать получение дошкольного образования, включая детей, которые учатся в детских садах или дома, по специальным программам. Они также могут предоставлять психолого-педагогические и коррекционно-развивающие услуги.
Дошкольный центр — это заведение для небольшой группы детей, которое открывается при учреждении, таком как библиотека, министерство или бизнес-организация.
По словам Смирновой, преимущество ячеек в том, что для них не нужны большие помещения, если в громаде мало детей. Работодатели могут также создавать дошкольные ячейки, чтобы привлечь к работе родителей малышей.
«Хочу поделиться новостью: с конца следующего месяца в Министерстве образования и науки откроется дошкольный центр для детей сотрудников, где будут работать воспитатели», — добавила она.