Во временно оккупированном Крыму заработала сеть зарядных станций, изготовленных в Харькове на заводе Autoenterprise из орбиты народного депутата от Слуги народа Александра Куницкого. Сам он отрицает свою причастность к продажам, говорится в расследовании Схем.
Журналисты заявили, что им удалось документально отследить весь путь и обстоятельства, согласно которым украинские зарядные станции производства Autoenterprise попали из Харькова на оккупированный полуостров.
Схемы получили и проанализировали около десятка контрактов холдинга Autoenterprise и верифицировали их с помощью данных из баз импортно-экспортных операций ImportGenius и Вашингтонского центра оборонных исследований C4ADS. Журналисты пришли к выводу, что как минимум с 2016-го харьковская фирма «АЕ Фектори» из группы Autoenterprise поставляла электрозарядные станции как частным российским компаниям, так и для государственной структуры – холдингу «Россети».
Кроме того, как утверждают журналисты, с 2021 года в Крыму заработала и увеличивалась сеть электрозарядных станций под брендом DriveEnergy, изготовленных именно на харьковском заводе Autoenterprise. На станциях прямо указано, что они «сделаны в Украине».
Журналисты получили копию дилерского соглашения за 2021 год между российской компанией DriveEnergy и украинской «АЕ Фектори» из группы Autoenterprise, в котором отмечается, что харьковская фирма должна в течение 2021-2022 годов продавать российской компании зарядные станции и комплектующие, изготовленные в Харькове под брендом DriveEnergy. Также работники холдинга Autoenterprise должны были научить персонал DriveEnergy обращаться с техникой и проводить гарантийное обслуживание оборудования.
Компанию Driveenergy в марте 2021 года зарегистрировал крымчанин Руслан Девлечаев в городе Краснодар, открыв одноименный магазин в Крыму и запустив сеть зарядных станций. После оккупации полуострова он остался в Крыму, получил паспорт РФ, перерегистрировал бизнес по законам РФ и начал его развивать, говорится в расследовании.
Журналисты отметили, что Девлечаев активно сотрудничает с оккупантами Крыма – в частности, в апреле 2022-го он участвовал в открытии «первой в Крыму станции технического обслуживания для электромобилей» вместе с «министром экономического развития» Крыма Дмитрием Шеряком, а в июне 2023-го в Симферополе – в открытии «крупнейшей зарядной станции в Европе», где были «министр финансов» Ирина Кивико и «министр топлива и энергетики» Игорь Корень.
Директор харьковского предприятия, депутат Харьковского горсовета Алина Мустафаева заявила в комментарии Схемам, что ей неизвестно, как станции оказались в Крыму, а иметь взаимоотношения с РФ в то время, как она отметила, законом не запрещалось.
Официальный владелец Autoenterprise – Дмитрий Никонов, который до февраля 2024 года оставался помощником Куницкого на общественных началах.
Схемы отметили, что с Никоновым, еще до похода в Раду, Куницкий годами продвигал этот бизнес, рекламировал харьковскую разработку и «всячески афишировал свою принадлежность к этому бизнесу».
Журналисты, ссылаясь на соответствующие документы, утверждают, что Куницкий был глубоко интегрирован в холдинг и занимал разные должности в разных фирмах Autoenterprise, а также входил в органы управления самого холдинга: вплоть до избрания депутатом был членом наблюдательного совета в другой компании Autoenterprise «НПП Система».
Депутатская приемная Куницкого до сих пор размещена по адресу харьковского завода.
Никонов отрицает продажу харьковской продукции в Крым и подчеркнул, что с оккупированным полуостровом «взаимоотношений не было».
Куницкий в комментарии Схемам заявил, что ему «неизвестно» о продаже харьковской продукции РФ с 2016-го, но считает «сейчас это недопустимым». О том, как станции оказались на оккупированной территории, сказал, что не знает. Депутат подчеркнул, что «к продажам не имел никакого отношения».