Российские войска в Украине продвигаются самыми быстрыми темпами с первых дней вторжения, используя самое большое преимущество Москвы в этой войне — живую силу.
Как пишет The Washington Post, украинские военнослужащие, находящиеся на месте событий, говорят, что нехватка оружия сохраняется, но именно неустанные человеческие атаки оказались наиболее эффективными для российских войск, использующих уязвимые места во все более слабой обороне Украины.
Потери российских войск очень высоки, говорят украинские солдаты, но постоянные атаки, подкрепленные мощными бомбардировками артиллерии и беспилотников, не прекращаются, оттесняя украинцев назад по одному небольшому кусочку территории за раз.
Российские войска продвинулись на расстояние двух миль от Покровска, поставив под угрозу ключевые маршруты логистики и снабжения, которые проходят через этот район к другим частям линии фронта.
«Убиваешь одного россиянина, а на его месте как будто появляются двое», — говорит Валентин, пехотинец 35-й бригады морской пехоты Украины. «Возникает ощущение, что их неограниченное количество», — добавил он.
В то же время ряды украинских солдат становятся все более истощенными и неспособными противостоять российскому натиску. Те, кто находится в полевых условиях, рассказывают об усталости и падении боевого духа. А солдаты, которые говорили, что будут сражаться до последнего, пока российские оккупанты не будут вытеснены со всей территории Украины, все чаще поддерживают призыв избранного президента Дональда Трампа начать переговоры о прекращении войны.
Перемены в отношении произошли на фоне разочарования солдат в собственном правительстве в Киеве, они критикуют медленную и разрозненную кампанию по мобилизации. Многие также говорят, что им приходится вкладывать собственные деньги или зависеть от гражданских добровольцев в приобретении такого оборудования, как беспилотники и автомобили, на которых они передвигаются вблизи передовых позиций, потому что они не могут рассчитывать на правительство в обеспечении необходимым оборудованием.
В прошлом году парламент Украины принял новые меры по мобилизации, которые снизили минимальный призывной возраст в стране до 25 лет. Но военные заявили, что призыв был проведен слишком поздно — когда в частях и так было мало личного состава после нескольких месяцев отсутствия замены. По их словам, стало больше дезертиров, потому что люди больше не идут добровольно воевать, а их заставляют.
«Когда я только пришел в армию, ситуация была плохой», — говорит Александр, 27-летний пехотинец из 35-й бригады. «Но сейчас, для нового человека, ситуация настолько плохая, что я не осуждаю тех, кто дезертирует».
Бывший военачальник Украины генерал Валерий Залужный призывал к мобилизации 500 000 человек в 2024 году, но президент Владимир Зеленский отверг эту цифру как слишком высокую. По оценкам украинских и западных чиновников, Киев в конечном итоге призвал около 200 000 новобранцев. Зеленский также отклонил предложения Белого дома о дальнейшем снижении призывного возраста до 18 лет.
«Я не скажу вам цифр, но это ужасно», — говорит Тарас, заместитель командира батальона, воюющего под Покровском. «Людей призывают в армию, но, к сожалению, у нас есть потери, и эти потери нужно восполнять. И этого действительно недостаточно».
По словам некоторых солдат, они также смирились с тем, что западная поддержка оружием сокращается и, вероятно, сокращение будет продолжаться. По словам солдат, без этой помощи Украина не имеет военных ресурсов, чтобы отбросить русских назад. Россия сохраняет преимущество в артиллерии и теперь использует новые ударные беспилотники, которые летают с помощью волоконно-оптических кабелей, что делает их особенно смертоносными; они практически неуязвимы для электронных помех, поскольку управляются с помощью длинных тонких кабелей, а не радиоволн.
Несколько украинских военных заявили, что опасаются, что русские продолжат продвигать линию фронта на запад, к городу Днепр.
Для написания этой статьи The Post опросила украинских солдат из шести различных бригад, воюющих на востоке Украины. Многие из них скептически относятся к тому, что президент России Владимир Путин согласится на прекращение огня, пока его войска владеют инициативой, и опасаются, что Зеленскому придется пойти на болезненные уступки. Другие выразили опасение, что даже если боевые действия прекратятся в этом году, Россия может снова напасть в будущем.
«Будем честны, сейчас ситуация хуже, чем в начале полномасштабного вторжения», — говорит 33-летний Тарас, капитан и командир роты 35-й бригады. «О чем мы можем сейчас договариваться? Мы можем только кивать головой и соглашаться с их требованиями, а то, что они будут требовать, нам явно не понравится».
Украинские войска обычно могут отбить первые волны штурма, говорят солдаты. Но российская стратегия основана на подавляющем превосходстве противника в численности, чтобы в конечном итоге прорваться, когда их разведка определит, где есть бреши в обороне.
Командир танка в 68-й бригаде, с позывным «Физик», назвал эту стратегию «полным безумием», поскольку атакующие русские, вероятно, понимают, что их шансы на выживание невелики, и все равно лезут вперед.
«Может быть, один человек из третьей группы достигнет цели, — сказал Физик. «Он окапывается там, устанавливает связь и координирует остальных. Постепенно они накапливают критическую массу людей в одном месте, недалеко от наших позиций. Они терпят — по ним бьют минометы, на них направлено все, что только можно себе представить. Они несут тяжелые потери, но продолжают упорствовать».
Пешее передвижение небольшими группами — наиболее распространенная тактика — также позволяет русским скрытно наращивать силы по одному-два человека за раз перед следующей атакой. Бронетехника теперь редко используется в наступательных операциях, говорят солдаты.
«Ты думаешь, что все в порядке, потому что не видел много врагов, а потом вдруг из одного подвала выбегают 10 человек», — говорит Тарас, заместитель командира, воюющий под Покровском. «С нами такое недавно случилось. Откуда они взялись?»
Наиболее остро Украина ощущает нехватку личного состава среди пехоты — солдат, которые должны стоять на самых передовых позициях. В прошлом году Украина скопировала одну из лучших российских тактик набора: освобождение осужденных преступников, которые соглашались воевать в штурмовых подразделениях с повышенным риском. Но, по словам командиров, они мало что сделали, чтобы заткнуть дыры. Один из офицеров в интервью выразил сожаление, что Киев так долго ждал, чтобы набрать заключенных, после того как Москва сделала это в первые месяцы войны.
33-летний Владимир, отбывавший тюремный срок за избиение человека до смерти, одним из первых вступил в батальон осужденных 93-й механизированной бригады. Он уже провел пять штурмов российских позиций. «Нас никто не заставлял воевать — мы сами вызвались, — поэтому мы можем быть более мотивированы, чем те, кого призывают с улицы», — добавил он.
Украинские солдаты говорят, что потери в оборонительных позициях были выше, чем при наступлении. Наблюдение с помощью беспилотников позволило обеим армиям отслеживать любые перемещения по полю боя, и теперь самая большая опасность — это просто добраться до позиции. Тарас говорит, что редко кто садится за руль машины, не оборудованной глушителем радиоэлектронной борьбы для защиты от беспилотников, потому что риск очень высок.
«Хуже всего, когда ребятам даже не удалось добраться до позиции», — сказал он. «Когда ты находишься на передовой и получаешь там ранение, это понятно. Но бывают ситуации, когда люди впервые в жизни отправляются на боевое задание, и такое случается».
Переход русских на беспилотники, управляемые по оптоволоконным кабелям протяженностью до 12 миль, означает, что глушение не всегда эффективно. Александр из 35-й бригады говорит, что замечал кабели на ветвях деревьев, но не мог рискнуть и попытаться перерезать их ножом. Если бы его заметили, то почти наверняка убили бы другим дроном, сказал он.
«После миссии со всеми этими дронами у тебя очень высокая паранойя», — говорит Александр. «Каждый звук, каждое движение — все это воспринимается как дрон, и ты стараешься от него спрятаться».
В своем новогоднем обращении к украинцам Зеленский сделал акцент на том, что он назвал «справедливым миром» — это отличается от предыдущих призывов к полному поражению России и восстановлению границ Украины, установленных в 1991 году после распада Советского Союза. Он заявил, что Украина может закончить «горячую фазу» войны в этом году, а затем дипломатическим путем добиться возвращения оккупированных территорий в более поздние сроки.
“Все указывает в сторону прекращения огня”, — сказал Сергей Филимонов, командир батальона “Волки Да Винчи”. “На многое повлияли выборы в США и риторика Трампа”.