Пригожин окончательно смирился с изгнанием в Беларусь, закрыв свою базу в Молькино, пишет Марк Галеотти для The Times.
На недавнем видео он выглядит уверенно. По словам полевого командира, около 15 тыс. бойцов ушли в отпуск. Подразумевается, что все или большинство из них потом отправятся в Беларусь.
Это не то, чего хотел Путин. Он надеялся, что ему удастся сохранить «Вагнер» для борьбы с Украиной. На встрече в Кремле он предложил офицерам остаться на местах, но служить под другим командованием. Многие были готовы с этим согласиться, но Пригожин наложил вето. Эта встреча не могла остаться незамеченной среди силовой элиты. Националистические паблики в соцсетях были возмущены.
В пятницу арестовали Игоря Гиркина-Стрелкова. Он запомнился критикой начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова и министра обороны Сергея Шойгу. И если нападки на военных еще вписывалась в рамки честной игры, то критика ситуации, связанной с «Вагнером», явно вышла за границы дозволенного.
Шойгу и Герасимов остаются на своих местах, несмотря на явное недоверие к ним как рядового, так и офицерского состава. Так как Пригожин требовал их увольнения, президент России, может быть, считает, что обязан их сохранить. Иначе это будет выглядеть как уступка. Нынешняя кампания против критиков отчасти может быть попыткой укрепить авторитет. Но появились первые признаки того, что генералы начинают борьбу за места Герасимова и Шойгу.
Сторонники генерал-полковника Михаила Теплинского теперь предлагают ему командовать войсками в Украине. Они представляют Теплинского как закономерного преемника Герасимова. Раздражение военных усиливается тем, что «Вагнер» и другие службы легко отделались. Не было ни арестов, ни ФСБ. Также не было критики в адрес ЧВК. Никто из командиров Росгвардии не был понижен в должности или арестован. И она сейчас получает танки и артиллерию.
Поддержат ли военные и силовики Путина при следующем кризисе? Армия недовольна Шойгу и Герасимовым. Многие в ее рядах придерживались мифа о хорошем царе и плохих боярах. Они надеялись, что Путин разберется со всем и заменит некомпетентных. Но последние действия развеяли эти надежды. Все это говорит пока о расколе в силовой элите.
Невидимый щит, который оберегал Путина от его же промахов и неудач, дал трещину. В националистических и военных пабликах уже появляется все больше критики в адрес Путина. И арест Гиркина может говорить о том, что в Кремле это понимают.
Сейчас в России нет перспектив гражданской войны или переворота. Есть вероятность разобщения силовиков, которые могут не захотеть защищать Путина в будущих кризисах. И это показывает дисфункцию «позднего путинского режима», которая может оказать реальное влияние на поле боя.