Ключевой город Покровск эвакуируют, поскольку сильно уступающие в численности украинские солдаты подтверждают, что успехи их товарищей на границе [России] ничуть не уменьшают напряжение.
В ближайшие дни поток беженцев из промышленного «ржавого пояса» Донбасса возрастет, пишет The Sunday Times.
Наступление России на важнейший логистический центр Покровск, так долго находившийся под ее прицелом, набирает обороты. На прошлой неделе правительство в Киеве отдало приказ о принудительной эвакуации города.
В телефонных разговорах с The Sunday Times украинские военные командиры старались объяснить очевидный коллапс вокруг Покровска: одни винили нехватку артиллерийских снарядов, другие — новую российскую тактику или использование планерных бомб и средств радиоэлектронной борьбы. Однако они сошлись во мнении, что одна из самых больших проблем, с которой они сталкиваются, — это значительное превосходство в численности.
«Ситуация сложная, мы теряем позиции, противник оттесняет нас назад», — подчеркивает капитан Дзвенислава Рымарь из 47-й бригады, которая участвует в боях под Покровском.
«Люди измотаны», — добавила она. «Нам нужны свежие люди. Как бы хорошо ни были обучены наши бойцы, русским все равно удается подавить нас своей численностью. Невозможно удержать линию фронта, когда вас всего двое или трое, а на вас наступают от 10 до 20 человек», — указала капитан.
Украина надеялась, что ее недавнее трансграничное вторжение в Курскую область России, расположенную в 200 милях к северо-западу, снизит нагрузку на ее войска в Донбассе. Но этого не произошло. «Это не оказало никакого влияния на наш участок линии фронта», — сказала Рымарь. «Русские атаки продолжаются постоянно», — добавила она.
Если Покровск падет, он станет самым крупным населенным пунктом, который был захвачен противником с тех пор, как русские взяли Бахмут в мае прошлого года. Местная администрация уже покинула город.
Помимо эвакуационных поездов, семьи уезжают на автомобилях с багажниками на крыше, заваленными креслами, диванами и холодильниками. Банки демонтируют свои банкоматы.
Лейтенант Михаил Лужецкий из 109-й бригады, которая ведет бои под городом, рассказал о «гнетуще-печальной атмосфере в Покровске», добавив: «Мы надеемся, что все будет хорошо, но понимаем, что ситуация не очень хорошая».
Несмотря на это, Курская операция на северо-западе «значительно подняла настроение» как украинских солдат, так и мирных жителей, подчеркнул военный. Спустя почти три недели после того, как примерно 10 000 украинских солдат ворвались на границу, Россия до сих пор не ответила.
Мэтью Сэвилл из Королевского института объединенных служб (RUSI), лондонского аналитического центра по вопросам военного строительства и безопасности считает вторжение Украины в Россию «либо актом гениальности, либо актом отчаяния», добавляя: «Вместо того чтобы медленно терять позиции на востоке и ничего не показывать, Украине нужно было изменить нарратив — сказать: «Да, мы потеряли позиции на востоке, но мы все еще можем маневрировать и создавать трудности для врага»».
Окончательный вердикт, по мнению Сэвилла, будет зависеть от того, «какую цену придется заплатить Украине» за молниеносную трансграничную атаку. По его словам, если операция заставит Россию «проредить» свою линию фронта и «приведет к изменению международной поддержки, к обновлению оборудования для Украины и изменению оговорок относительно использования западного дальнобойного оружия в России, это тоже будет победой».
Зеленский назвал территорию, занятую его войсками в Курской области, «буферной зоной» и дал понять, что хочет удержать ее, предположив, что она может быть использована в качестве козыря в переговорах с Россией. Москва, однако, по-прежнему сосредоточена на Донбассе.
«Похоже, есть понимание, что Путин готов пожертвовать Курском, чтобы не потерять темпы в Донецкой области. Это единственный участок линии фронта, где они добиваются успеха», — говорит капитан Иван Секач из 110-й механизированной бригады, которая пытается блокировать продвижение России с позиций под Покровском.
Он считает, что спасение от русских может прийти с наступлением осени. «Когда начнут опадать листья и пойдут дожди, они увязнут в болоте. Нам нужно просто продержаться до этого времени».