То, чего Кремль хочет от россиян, теперь сводится к двум вещам. Мужчины должны идти в армию. Женщины рожать больше детей.
В последние месяцы российское правительство удвоило бонусы за поступление на службу для контрактников и заполонило эфир, социальные сети и улицы городов рекламой о наборе в армию, пишут The New York Times.
В то же время президент Владимир Путин объявил увеличение рождаемости национальным приоритетом, и на прошлой неделе эта кампания вступила в новую репрессивную фазу, когда был принят законопроект, запрещающий любую “пропаганду чайлдфри”.
Эти две кампании являются двумя сторонами одной медали — все более агрессивной попытки Кремля привлечь обычных россиян к перестройке страны, чтобы одержать победу над Западом.
В краткосрочной перспективе армии Путина нужно больше солдат. По западным оценкам, она ежедневно теряет 1000 человек в войне против Украины, которая не имеет никаких признаков окончания.
А в долгосрочной перспективе, по мнению Путина, России нужно больше людей — чтобы поддержать экономику, все более изолированную от Запада, уменьшить зависимость страны от миграции и, конечно, обеспечить рекрутов для любых будущих войн.
“В России тело превращается в общественное благо”, — говорит профессор Тартуского университета Андрей Макарычев, изучающий связь между государством и телами людей. “Женское тело — это производитель детей, а мужское тело — это способность нажать на курок и, в конце концов, убить”, — считает Макарычев.
В прошлом месяце Путин распорядился увеличить численность российских вооруженных сил на 180 000 человек до 1,5 миллиона — это сделает их вторыми по величине в мире после китайских. Кремль связал увеличение численности с “количеством угроз, которые существуют для нашей страны”.
Но аналитики говорят, что создать армию в 1,5 миллиона человек нереально — во многом из-за сокращения численности населения России. Эксперт по российским вооруженным силам из Фонда Карнеги Дара Массикот утверждает, что проблема России будет заключаться не только в наборе новых солдат, но и в создании достаточного количества рабочей силы для производства оружия и техники, которые потребуются такой огромной армии.
Экономисты и демографы давно отмечают сокращение численности населения России как одну из главных проблем. В значительной степени это наследие падения рождаемости на фоне хаоса и нищеты, сопровождавших распад Советского Союза. Спустя поколение женщин детородного возраста стало гораздо меньше.
Путин уже давно говорит о необходимости решения этой проблемы. Но после начала войны против Украины, и особенно в последний год, этот вопрос, похоже, стал для него навязчивой идеей.
В мае Путин объявил одной из ключевых задач правительства повышение суммарного коэффициента рождаемости в России, поставив цель достичь 1,6 в 2030 году и 1,8 в 2036 году. В прошлом году этот показатель в России составил 1,41, в то время как в США — 1,62.
Число детей, родившихся в России в первой половине этого года — 599 630 — оказалось самым низким за четверть века. В целом население страны, включая аннексированный Крым, сократилось с 2020 года на 1,8 миллиона человек и составляет 146,1 миллиона.
Как и в случае с призывом в армию, для стимулирования рождаемости Кремль использует финансовое вознаграждение. Российские женщины, рожающие первого ребенка, получают единовременную выплату в размере 6700 долларов. В понедельник, когда российское правительство объявило бюджет на ближайшие три года, оно сообщило о более чем 60 миллиардах долларов, которые планируется потратить на поддержку беременных женщин и семей с детьми.
Государственные меры по увеличению численности населения не являются чем-то необычным в мире, где многие страны борются со снижением рождаемости. Уровень рождаемости в России находится на одном уровне с такими европейскими странами, как Португалия и Греция.
Но российские чиновники все чаще смешивают эти усилия с конфликтом с Западом и изображением России как бастиона консерваторов.