Россия обманом вербует молодых женщин из Уганды, Руанды, Кении, Южного Судана, Сьерра-Леоне и Нигерии, а также граждан Шри-Ланки для производства дронов-камикадзе Shahed.
Доверчивых африканок заманивают в Россию, обещая им хорошо оплачиваемую работу с бесплатным перелетом и проживанием в хостеле, а затем отвозят в Татарстан в особую экономическую зону «Алабуга», где производят дроны Shahed, сообщило агентство AP.
Как выяснили журналисты, в настоящее время на производстве дронов в «Алабуге» работают около 200 женщин из упомянутых стран, преимущественно в возрасте 18-22 года. На производстве также заняты студенты по обмену, некоторым из них исполнилось лишь 16 лет.
В материале AP рассказывается история одной из африканок, попавших в «Алабуге», по ее словам, в ловушку. Вылетая с родины, она протоколировала свое путешествие в фотографиях, которые выкладывала в соцсети, одну из них она подписала словом «Европа». Теперь, оказавшись на производстве дронов, женщина говорит, что «проклинает тот день, когда начала собирать эти штуки».
Работницы находятся под постоянным видеонаблюдением как в общежитии, так и на работе, рабочие смены оказались продолжительными — по 12 часов, а зарплата — существенно ниже, чем было обещано: 500 долларов вместо 700. Менеджмент предприятия отговаривает женщин от возвращения на родину, поскольку испытывает проблемы с наймом персонала даже на неквалифицированную работу.
Общежития и кухни «находятся под круглосуточной охраной», а телефоны сотрудников постоянно проверяют на предмет нежелательной переписки. На производстве африканкам приходится работать без должной защиты с токсичными химикатами, которыми покрывают фюзеляж дронов. Женщины жалуются, что к ним относятся «как к ослицам, как к рабам».
Министерство иностранных дел России, глава Татарстана Рустам Минниханов, а также генеральный директор АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» Тимур Шагивалеев на вопросы агентство AP, связанные с жалобами работниц-африканок, не ответили.
Большинство из 22 стран, гражданки которых работают на «Алабугу», либо не ответили, либо обещали «заняться этим вопросом».
В свою очередь пресс-секретарь Управления ООН по правам человека Равина Шамдасани заявила, что действия России «потенциально могут соответствовать критериям торговли людьми», если девушек мошенническим путем нанимают с целью эксплуатации.