Мобильное артиллерийское подразделение Александра Тарана официально не входит в состав Вооруженных сил Украины, но это не мешает его бойцам уничтожать российские цели за свой счет, пишет Reuters.
«Мы… воюем благодаря пенсионному фонду», — смеется 68-летний командир с позывным «Дед».
Добровольческое подразделение Тарана, «Степные волки», состоит из десятков украинских мужчин, преимущественно старше 60 лет, которые считаются слишком старыми для призыва в армию, но хотят защищать страну.
Передвигаясь за линией фронта на пикапах и грузовиках с ракетными установками, они выполняют приказы полевых командиров и сотрудничают с другими войсками, внося свой вклад в военные усилия, несмотря на отсутствие официальной поддержки со стороны армии.
Подразделение финансируется за счет пожертвований и использует неисправные боеприпасы, которые они ремонтируют собственноручно, а также оружие, захваченное у врага. И то, и другое им доставляют фронтовые войска.
Когда Reuters недавно посетили их базу на юго-востоке Запорожской области, они готовили 122-мм снаряды для «Градов», которые впоследствии были выпущены военными из другого подразделения.
«Командиры, которые предоставляют нам мишени, довольны, — говорит 63-летний боец с позывным «Зорро».
«Они дают нам больше мишеней (и) помогают нам с боеприпасами, чем могут».
Командир Таран рассказал, что его подразделение пыталось официально присоединиться к Вооруженным силам Украины, чтобы напрямую получать боеприпасы и зарплату, но безуспешно.
В состав подразделения также входят молодые мужчины, которые были признаны непригодными к военной службе.
Более чем через два года после полномасштабного вторжения России мобилизационные усилия Украины испытывают трудности на фоне ослабевающего энтузиазма.
Российские войска продвигаются на востоке, и аналитики говорят, что Украина нуждается в решении проблемы нехватки человеческих ресурсов.
Некоторые известные украинские и иностранные сторонники военных усилий призвали Зеленского значительно снизить мобилизационный возраст.
Ранее в этом месяце Зеленский одобрил новые меры, позволяющие военным призывать больше людей и ужесточающие наказание за уклонение от службы. Он также снизил мобилизационный возраст с 27 до 25 лет.
Таран, который воюет с тех пор, как Москва начала войну в 2014 году, говорит, что принуждение вряд ли заменит настоящий энтузиазм потенциального рекрутинга.
«Бейте его палкой, если хотите, но он не будет воевать, — сказал он. «Если человек хочет, он может и в 100 лет выполнять свои задачи и уничтожать врага».