После громкого саммита на Аляске обеспокоенные европейцы (включая украинцев) вздохнули с облегчением: худший сценарий не оправдался. Президент США Дональд Трамп пока не согласился передать часть украинских территорий президенту России Владимиру Путину или ограничить европейскую помощь Киеву.
Но это не значит, что европейские лидеры чувствуют себя спокойно, пишет Стивен Эрлангер в The New York Times.
По словам двух европейских чиновников, после встречи с Путиным и обсуждения ее итогов с европейскими лидерами, Трамп считает, что мирное соглашение можно заключить быстро — при условии, что Украина согласится отдать больше территорий на востоке Донбасса. Это ставит президента Владимира Зеленского перед сложным выбором.
В пятницу после саммита на Аляске Трамп откровенно хвалил Путина, обесценивая Зеленского. «Россия — очень большая держава, а они — нет», — заявил он в эфире Fox News, имея в виду Украину.
«Теперь все зависит от президента Зеленского», — добавил он. — «Я также скажу, что европейским странам нужно немного больше вмешаться».
Имел ли он в виду, что Европа должна давить на Украину, чтобы та согласилась на уступки, или что нужно предоставить больше помощи и гарантий Киеву — осталось непонятным. Зеленский в субботу подтвердил, что встретится с Трампом в Вашингтоне в понедельник, и предположил, что может пригласить европейских лидеров для поддержки, ведь не верит, что настоящее мирное соглашение возможно так быстро, как представляет себе американский президент.
Европа без собственной стратегии
Короткая встреча на Аляске и предстоящие переговоры показали ключевую проблему: у Европы нет собственной стратегии завершения войны, не говоря уже о победе над Москвой. Лидеры пытаются лишь успевать за меняющимися позициями Трампа, удерживая его от шагов, которые могут подорвать украинский суверенитет и европейскую безопасность.
Для Трампа война в Украине, в которой он регулярно обвиняет Зеленского, является препятствием для желаемых отношений с Путиным. Для Европы же судьба Украины — стратегический вопрос. Если Киев падет, европейские военные и политические лидеры прогнозируют, что Россия в течение нескольких лет будет испытывать НАТО.

Приезд министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова на Аляску в свитшоте с надписью «CCCP» только подтвердил: Кремль видит нынешние границы России как этап на пути к восстановлению империи. Европейцы это осознают — но сомневаются, что Трамп понимает или беспокоится об этом.
Несмотря на восстановление обороны, Европа не готова воевать с Россией за Украину. «Европейцы не имеют настоящей стратегии», — отмечает Анатоль Ливен из вашингтонского Quincy Institute.
Сдвиг в сторону «замораживания»
Если раньше Европа настаивала на полном выводе российских войск с территорий Украины, то теперь, по словам Трампа, готова согласиться, что Москва удержит около 20% территории. Задача состоит лишь в том, чтобы не допустить дальнейшей агрессии.
В совместном заявлении после разговора с Трампом европейские лидеры похвалили его усилия, но не поддержали тезис, что мирные переговоры лучше прекращения огня. Они приветствовали готовность США предоставить гарантии безопасности после мирного соглашения и пообещали сохранять экономическое давление на Россию.
«Европейцы знают о непредсказуемости Трампа, его отсутствии симпатий к Европе и Украине и странной привязанности к Путину. Но в то же время они нуждаются в нем», — сказал профессор истории Майкл Киммедж.
Несмотря на хаотичность, по его словам, стратегия Европы все же повторяет модель холодной войны: длительное сдерживание, экономическая изоляция России и поддержка Украины оборонительным оружием.
Украина между давлением и усталостью союзников
Александр Габуев из Carnegie Russia Eurasia Center считает, что единственный шанс Украины — истощение России: «Украина может постепенно отдавать территории, истощая врага, но это продлится еще год или два».
Даже длительное перемирие, как в Корее или на Кипре, было бы лучше, чем плохое соглашение, убежден он. Но для этого Европа должна усилить экономическое давление и продолжать масштабные поставки оружия, одновременно удерживая Трампа на своей стороне.
Если же европейцы в конце концов заставят Зеленского отказаться от невыгодного мирного соглашения, они обязуются поддерживать Украину без США — и все это на фоне растущей усталости собственных избирателей.
Европейская слабость и подрыв трансатлантического единства — еще одна цель Кремля.
Немецкий аналитик Ульрих Шпек констатирует: политика Байдена в отношении Украины провалилась, потому что Запад предоставлял военную помощь слишком поздно и в недостаточных объемах. Теперь Россия готова договариваться, чтобы удовлетворить Трампа, но Украина ослаблена, а Путин считает, что выиграет войну. «Это поражение Запада», — сказал он. — «Прежде всего это поражение Европы, которая, имея огромные ресурсы, сделала слишком мало для поддержки Украины».