Война в Украине повлекла за собой своеобразный геополитический сдвиг в Европе, переместив «центр тяжести НАТО» в Центральную и Восточную Европу: Польшу и балтийские страны.
Об этом пишет Washington Post, подчеркивая, что в течение последнего года Польша стала ключевым оплотом в противостоянии Западу с Россией.
Кроме размещения украинских беженцев через Польшу осуществляется помощь и поставки вооружения в Украину, эта страна является активным сторонником инициатив Киева по присоединению как к НАТО, так и к Европейскому Союзу, а ее руководство критикует мягкость Западной Европы по Кремлю. Ранее другие европейские страны Польша отправила в Украину немецкие танки Leopard 2 из собственного запаса и стала первой страной, передавшей Киеву истребители.
В Польше находится постоянный военный гарнизон, созданный США вместе с НАТО и новый гигантский состав вооружений с сотнями американских танков и пехотных машин.
Если ранее традиционными «якорями» НАТО в Европе были Франция и Германия, то теперь центр тяжести передвинулся к востоку, к странам, которые когда-то находились вне железного занавеса. Именно в этом регионе «вес истории сильнее… чем на Западе, травмы свежее, а возвращение трагедии ощущается острее», приводит Washington Post слова обозревателя Le Monde Сильви Кауфманн.
По словам Петра Бураса, директора варшавского офиса Европейского совета по международным отношениям, «мы были правы в отношении России, мы были правы в отношении энергетической безопасности, мы были правы, предостерегая от столь сильной зависимости от России. А нас игнорировали — и немцы, и другие. Наша правота была доказана, и теперь мы хотим это показать.
Сегодняшняя роль Польши несколько контрастирует с напряженными отношениями страны со структурами ЕС. До войны ЕС активно критиковал правое правительство Польши за реформу судебной системы и наступление на демократию, а руководители польской правящей партии ПиС делали упреки официальному Брюсселю.
Теперь поляки отмечают, что их упреки были правы, потому что, например, политика Германии с чрезмерной зависимостью от импорта российских энергоносителей, оказалась действительно вредной для Европы.
WP также приводит слова действующего премьера Польши Тадеуша Моравецкого о том, что лучшую защиту наций, культуры, социальной, экономической, политической и военной безопасности могут осуществлять именно национальные государства, а другие системы иллюзорны и утопичны. Это противоречит убеждениям его западных коллег, которые верят, что только большая интеграция — путь вперед.
Такое несовпадение позиций вряд ли будет иметь большое значение: в этом году в Польше пройдут выборы и правящая партия может измениться. Впрочем, несмотря на результат выборов, вряд ли позиция страны по отношению к Украине изменится. Путин крепко привязал Польшу к Западу, и если к власти придет либеральная оппозиция, эта связь может стать еще крепче, — резюмируют авторы материала.