Отношения между президентом США Дональдом Трампом и президентом Украины Владимиром Зеленским в последнее время потеплели. В Киеве растет уверенность, что завершение войны может быть близким, а Путин будет готов говорить о переговорах весной или летом следующего года.
Об этом пишет Politico.
Зеленский во время закрытого заседания фракции «Слуги народа» предположил, что нынешнее наступление России может стать последним крупным наступлением.
Чтобы заставить Путина к переговорам, на него нужно усилить экономическое и военное давление. Politico отмечает, что после посредничества в перемирии в Газе Трамп настроен остановить войну в Украине, и именно это на этой неделе обсуждает в Вашингтоне делегация Украины во главе с Андреем Ермаком и премьер-министром Юлией Свириденко.
Во время часового выступления в Кнессете в понедельник президент США четко заявил, что намерен сосредоточить свои усилия на завершении войны между Украиной и Россией.
«Было бы замечательно, если бы мы смогли заключить мирное соглашение с Ираном. Сначала нам нужно разобраться с Россией», — сказал он.
Для человека, который когда-то обвинял Зеленского в начале конфликта, теперь это — война Путина. В прошлом месяце Трамп даже назвал Россию «агрессором». В Киеве чувствуют, что ситуация может меняться в их пользу.
Но осторожная уверенность Украины появилась еще до выступления Трампа в Кнессете. Постепенно, но неизбежно, Трамп и Зеленский начали действовать согласованно — больше, чем кто-то мог предсказать после их бурной стычки в Овальном кабинете в феврале, которую широко воспринимали как засаду. «Вы не в хорошем положении. Сейчас у вас нет нужных карт», — тогда воскликнул Трамп в адрес Зеленского.
Ситуация также выглядела неутешительно в августе, когда Трамп встретил Путина на взлетно-посадочной полосе авиабазы времен холодной войны вблизи Анкориджа, Аляска, на саммите, который заставил украинских и европейских лидеров замерть в ожидании. Они, как и остальной мир, наблюдали, как Трамп приветствует российского правителя, ведет с ним оживленную, но явно дружескую беседу на красной дорожке и приглашает улыбающегося Путина в свой президентский автомобиль, чтобы доехать вместе до места проведения саммита.
Бесспорно, у Путина был повод для улыбки: ему удалось обеспечить встречу на высшем уровне, несмотря на ордер на арест за военные преступления, и его приняли на американской земле как друга — не как главу государства-изгнанника, вторгшегося в суверенную европейскую страну, — и все это без каких-либо существенных уступок или предварительного объявления перемирия. Из Анкориджа он уехал, не согласившись и на прекращение огня, несмотря на заявления Трампа на совместной пресс-конференции, что российский коллега якобы стремится спасти тысячи жизней.
Как объяснил один из республиканских экспертов по внешней политике, с тех пор Путин не проявил никакого сочувствия к человеческим жизням, и именно длительные удары по гражданским целям в Украине в значительной степени привели к нынешней позиции Трампа.
«Трампу нужно было время, чтобы понять, кто такой Путин на самом деле», – сказал эксперт на условиях анонимности.
Кроме того, освещение саммита на Аляске в СМИ как «триумфа Путина» разозлило Трампа, сказал инсайдер. Российский президент, который считает, что ему нужно только переждать Запад, переиграл себя, не предложив Трампу ничего в Анкоридже — и с тех пор также.
Politico добавляет, что нынешнее сближение между Трампом и Зеленским также стало возможным благодаря европейским политикам — среди них премьер Великобритании Кир Стармер, президент Финляндии Александр Стубб и генсек НАТО Марк Рютте.
