Российские танкеры теневого флота с 2021 года стали причиной не менее девяти разливов нефти и нефтепродуктов, выяснило издание Politico в совместном расследовании с некоммерческой журналистской группой SourceMaterial, изучив спутниковые снимки и данные о судоходстве аналитической компании Lloydʼs List и товарной платформы Kpler.
Politico приводит в пример два случая. В одном из них пятно, оставленное танкером Innova в марте, было замечено примерно в 100 километрах от шотландского побережья. Однако британская береговая охрана не предприняла никаких действий для дальнейшего расследования. Ее представитель сообщил Politico, что не обнаружено “достаточных доказательств нарушения”.
Еще один случай произошел в феврале, когда пятно было обнаружено у побережья Италии. Его оставил, судя по всему, еще один танкер теневого флота Aruna Gulcay. Итальянская береговая охрана не проводила осмотр судна.
Нефтяные пятна и разливы, как пишет Politico, были обнаружены повсюду — от Таиланда до Вьетнама, Италии и Мексики. Анализ маршрутов теневого флота показал, что суда проходили вдоль западного побережья США, через Средиземное море и Ла-Манш, у береговой линии Китая — и это только когда они идут с включенными транспондерами. По словам аналитиков компании SkyTruth, предоставившей спутниковые снимки, обнаруженные ими девять пятен составляют только малую часть реальной проблемы.
Эксперт аналитического Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) Айзек Леви отмечает, что помимо экологического ущерба, такие разливы и пятна имеют огромное влияние на прибрежные государства, которым придется нести расходы по очистке.