Российские военные учения завершились, но Польша не спешит смягчать меры безопасности и решила оставить границу с Беларусью закрытой на неопределенный срок. Это перекрывает торговый путь, по которому ежегодно проходит грузопоток между Китаем и ЕС на сумму 25 миллиардов евро.
Об этом пишет Politico.
Варшава закрыла границу 12 сентября, чтобы усилить контроль во время масштабных российско-белорусских учений «Запад-2025». То, что изначально рассматривалось как временная мера, теперь выглядит бессрочным, поскольку правительство ссылается на «заботу о безопасности польских граждан» и заявляет, что «движение будет возобновлено, когда граница станет полностью безопасной».
Решение принято на фоне роста дипломатической напряженности после того, как на прошлой неделе Россия испытала оборону Польши, запустив рой беспилотников в ее воздушное пространство. Дополнительное давление оказывают и США, в частности президент Дональд Трамп, который настаивает на наказании Китая за помощь Кремлю в войне против Украины. Польское правительство отметило, что «логика торговли» заменяется «логикой безопасности».
Закрытие особенно критично, ведь именно по этому маршруту проходит 90% железнодорожных грузоперевозок между Китаем и ЕС. В 2024 году объемы грузов выросли на 10,6%, а стоимость товаров подскочила почти на 85% — до 25,07 миллиарда евро. Этот коридор обеспечивает 3,7% всей торговли между ЕС и Китаем, став жизненно важным для таких гигантов электронной коммерции, как Temu и Shein.
Польские компании также могут понести убытки. Государственная PKP Cargo предупредила, что длительное закрытие заставит перенаправлять торговлю южным маршрутом — через Казахстан, Каспийское и Черное моря, далее в Южную Европу или Турцию. Всего неделю назад компания запустила первый грузовой поезд по маршруту Варшава — Китай, который должен был символически закрепить роль Польши как логистического центра.
Эксперт отраслевой ассоциации Transport & Logistics Poland Артур Калисяк назвал ситуацию критической для экономики. По его словам, 10 000 белорусских водителей, работающих в польских транспортных компаниях, остались заблокированными — они не могут ни вернуться на работу, ни приехать домой.
Все грузы, включая лекарства и продукты питания, в настоящее время заблокированы. Альтернативные пути через Литву или Латвию занимают больше времени и стоят дороже, причем нет гарантии, что эти границы останутся открытыми.
Закрытие границы подтвердил представитель правительства Адам Шлапка, отметив, что решение будет действовать «до дальнейшего уведомления». Министерство внутренних дел сообщило, что вопрос компенсаций будет решен позже, когда оценят потери бизнеса.
Китайский министр иностранных дел Ван И прибыл в Варшаву для переговоров, подчеркнув важность сохранения стабильности цепочек поставок. Польский министр Радослав Сикорский ответил, что в нынешних условиях безопасность имеет приоритет над торговлей.
Бывший руководитель внешней разведки Польши Петр Кравчик отметил, что Вашингтон, вероятно, поддерживает закрытие границы, поскольку США пытались ввести дополнительные тарифы против Китая за его сотрудничество с Россией. Он предположил, что американцы «радуются», видя блокировку главного сухопутного маршрута для китайских товаров.
Экономист Конрад Поплавский из Центра восточных исследований в Варшаве считает, что для Китая это больше проблема для внутренних западных провинций, которые сильно зависят от железных дорог и не имеют выхода к морским портам. Однако общий объем торговли недостаточно велик, чтобы заставить Пекин изменить политику в отношении Москвы или Минска.