Екатерина Голиздра уже шесть месяцев живет в правовом подвешенном состоянии – и пока держится. Она надеется, что сможет выдержать еще полгода, ожидая, когда администрация Дональда Трампа примет решение по гуманитарной программе, которая позволила около 260 000 человек, бежавших от войны в Украине, жить и работать в США, пишет Reuters.
Когда ее легальный статус истек в мае, Голиздра, 35 лет, автоматически стала уязвимой для депортации. Она потеряла разрешение на работу и была вынуждена покинуть должность менеджера в отеле Ritz-Carlton в Форт-Лодердейле, где зарабатывала более $50 000 в год. Голиздра также потеряла медицинскую страховку, которая покрывала обследования из-за болезни печени. И больше не может отправлять деньги матери, которая также была вынуждена бежать и живет в Германии.
Задержки в обработке заявок по гуманитарной программе для украинцев, которую инициировал предыдущий президент-демократ Джо Байден, оставили почти 200 000 человек под угрозой потери легального статуса по состоянию на 31 марта, согласно внутренним данным правительства США, которые просмотрел Reuters. Ранее количество украинцев, которых коснулись эти задержки, не разглашалось.
Гуманитарная программа, запущенная в апреле 2022 года, позволила почти 260 000 украинцев въехать в США на первоначальный двухлетний период. Это небольшая часть от 5,9 млн украинских беженцев в мире, из которых 5,3 млн находятся в Европе, по данным ООН.
Голиздра говорит, что не имеет ни малейшего представления, когда — или вообще — разрешение на пребывание в США будет возобновлено, и это ставит под угрозу чувство безопасности, которое она ненадолго обрела в Америке.
Пока она ждет обновления заявки, ее потенциально могут арестовать федеральные иммиграционные органы, отметили трое бывших чиновников иммиграционной системы.
«ПОСТОЯННЫЙ СТРЕСС»
Последние полгода, говорит Голиздра, она чувствует себя «как в колесе для хомяка».
«Это постоянный стресс, тревога, — говорит она. — Если мне придется покинуть Штаты, придется снова строить все с нуля».
Reuters пообщался с двумя десятками украинцев, которые потеряли разрешения на работу — и работу — из-за задержек с обработкой заявок, среди них IT-специалисты, воспитательница детского сада, финансовый планировщик, дизайнер интерьеров и студент колледжа. Они описывали, как вынуждены залезть в сбережения, обращаться к местным общинам за помощью и брать долги, ожидая решения по своему статусу.
Некоторые из опрошенных говорили, что боятся ареста иммиграционными органами США. Другие заявили, что не выходят из дома или уже уехали из США в Канаду, Европу или Южную Америку.
Возвращение в Украину — не вариант. Дом Голиздры в Буче под Киевом был сожжен в марте 2022 года, когда российские войска ворвались в город. После освобождения города украинские силы нашли сотни тел, включая гражданских, казненных во время оккупации.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИКИ ТРАМПА В ОТНОШЕНИИ УКРАИНЫ
Администрация Трампа приостановила обработку заявок и продлений в рамках гуманитарной программы для украинцев в январе, объясняя это соображениями безопасности.
После напряженной встречи в Овальном кабинете с президентом Украины Владимиром Зеленским Трамп заявил в марте, что рассматривает вариант полной отмены легального статуса украинцев — об этом первым сообщил Reuters.
В итоге Трамп программу не отменил, и в мае федеральный судья приказал возобновить обработку заявок.
Но иммиграционная служба США с мая обработала только 1 900 заявок на возобновление для украинцев и других национальностей — это лишь небольшая часть от тех, у кого статус заканчивается, свидетельствуют данные правительства, обнародованные на прошлой неделе в рамках судебного процесса.
Между тем принятый Трампом в июле бюджетный пакет ввел дополнительный сбор в размере $1 000 за такие гуманитарные заявки — в дополнение к действующему сбору в размере $1 325 с человека.
Белый дом переадресовал вопрос о программе в Министерство внутренней безопасности США, которое не ответило на запрос.
Конгрессмен Майк Квигли, демократ из Чикаго, заявил, что его офис получил более 200 обращений от украинцев, которые застряли в юридической неопределенности.
«Есть страх, что если они не завершили оформление заявки, не прошли весь процесс, они могут быть депортированы», — сказал Квигли.
Энн Смит, исполнительный директор и юридический консультант Ukraine Immigration Task Force — правовой коалиции, созданной для помощи украинцам в США — рассказала, что ее сеть юристов еженедельно получает многочисленные звонки с сообщениями о задержаниях. По ее словам, украинцев арестовывают на стройках, во время доставки еды, среди водителей Uber и дальнобойщиков, а также во время масштабных рейдов в Чикаго и Кливленде.
Брайан Снайдер, менеджер по продуктовым коммуникациям из Роли, Северная Каролина, который стал спонсором для трех украинских семей, говорит, что люди, которые добросовестно выполняли все правила, сейчас оказались в несправедливой ситуации.
По его словам, одна украинка недавно спросила, может ли он быть ее контактным лицом на случай ареста. Он также знает семью, где восстановление статуса получил только старший сын-подросток, а родители и двое младших детей — нет.
«Вся эта дисфункция и неопределенность создают огромный стресс в жизни этих семей», — сказал он.
НЕКОТОРЫЕ ИЗ УКРАИНЦЕВ «САМО-ДЕПОРТИРУЮТСЯ»
Шестеро из 24 опрошенных Reuters украинцев уже покинули США, чтобы не рисковать попасть в иммиграционную тюрьму или быть отправленными в Латинскую Америку или Африку — так случалось с другими труднодепортируемыми иммигрантами при Трампе.
Евгений Падафа, 31-летний инженер-программист, переехавший в Бруклин в сентябре 2023 года, подал заявку на возобновление статуса в марте. Его дело оставалось без решения до сентября, когда статус истек.
Опасаясь, что пребывание без статуса может в будущем закрыть ему путь обратно в США, он попытался «самодепортироваться» через правительственное приложение CBP One.
В мае администрация Трампа пообещала бесплатный билет на вылет и «бонус на выход» в $1 000 тем, кто воспользуется приложением.
Падафа решил лететь в Аргентину — там более низкая стоимость жизни, а также существует гуманитарная программа для украинцев. Но приложение отказалось бронировать билет в эту страну. Американский пограничник сообщил, что билет должен быть только в Украину.
Он рассчитывал на бесплатный перелет и бонус в $1 000. Прибыв в Буэнос-Айрес в середине ноября с минимальными средствами, он планировал продать ноутбук, чтобы оплатить первую аренду жилья.
«Если я вернусь в Украину, я просто пойду на фронт, — говорит он. — Лучше уже быть бездомным где-то, чем вернуться в Украину».