Лонгриды

NZZ: Смогут ли украинцы остановить огневую мощь России — зависит от них

оборона
Такие оборонительные позиции, как эти "зубы дракона", украинцы строят на фронте. Среди прочего, они предназначены для того, чтобы останавливать танки / Фото AP

Москва наступает — прежде всего там, где защитникам приходится строить новые укрепления после неудач. Киев имеет план линий обороны. Но армия страдает от старых проблем, пишет швейцарская Neue Zürcher Zeitung.

Когда российская военная машина обрушивает на украинцев тонны бомб, ракет и артиллерийских снарядов, оборона является относительной. Для защитников отступление часто было единственным выходом в последние недели, особенно на Донбассе. Киев ждет новых поставок американского оружия и окапывается — с противоречивой целью не потерять слишком много территории и не потерять слишком много жизней.

Удастся ли стабилизировать фронт, зависит не только от достаточного количества боеприпасов и солдат. Украинцы также не успевают строить новые оборонительные позиции, когда дело доходит до строительства. Они долгое время пренебрегали этим, потому что имели другие приоритеты. И потому, что в прошлом году они надеялись прорвать российские линии своим контрнаступлением. Казалось, что армия, которая наступает, не нуждается в обороне. Это была ошибка, за которую страна сейчас дорого платит.

Украинское правительство отреагировало лишь в ноябре прошлого года. Оно приняло центральный план «стратегической обороны». Киев заложил в бюджет сумму, эквивалентную 880 миллионам франков (примерно €819 млн.), на строительство объектов длиной более 2 000 километров. Президент Зеленский объявил о создании трех шахматных линий на важнейших участках фронта с окопами, «зубами дракона» против танков, минными полями и бункерами для солдат.

Украинцы ориентировались на российскую оборону так называемой «линии Суровикина» на оккупированном юге. Обе армии в конце концов полагались на советскую доктрину «глубинной обороны»: предполагалось, что враг будет наступать на несколько линий, расположенных на расстоянии более десятка километров друг за другом, и таким образом истощать свои силы. В результате россияне в основном отбили контрнаступление, а украинцам удалось лишь достичь небольших территориальных достижений на отдельных участках.

Чтобы не потерять эти освобожденные территории снова, украинцы строят новую оборону в Херсонской и Запорожской областях, но они также считают уязвимой границу с Россией на северо-востоке, в Сумах и в Харьковской области. Украина отвоевала часть этого региона в 2022 году и теперь опасается, что враг планирует новое масштабное наступление на столицу. Кроме того, есть еще Донбасс, за который идут острые споры.

Наблюдатели сходятся во мнении, что там до сих пор нет никаких признаков единого фронта. Бывшая граница с оккупированным Россией Донбассом, которая существует со времен крупных боев 2014/15 годов, была сильно укреплена украинцами до 2022 года. Укрепленные города, такие как Краматорск и Авдеевка, в течение десяти лет были расположены близко к линии фронта. Украинцы снабдили их сложной сетью бункеров, туннелей и траншей, часто из бетона и стали.

Однако, поскольку Авдеевка, важный бастион линии обороны, упала в феврале, украинцы сейчас вынуждены лихорадочно рыть новые линии обороны к западу от нее. На прошлой неделе упало Очеретино, город, который должен был бы значительно замедлить российское наступление.

Через него проходила важная линия обороны, которая была подготовлена еще до падения Авдеевки. Однако по-настоящему она была расширена лишь в последние несколько недель, во время поспешного отступления. На спутниковом снимке, сделанном в конце апреля, видны многочисленные окопы и противотанковые заграждения, которых в феврале еще не было. Однако позиции, которые в основном были деревянными, предлагали слишком слабую защиту от вражеских воздушных бомбардировок. Кроме того, россияне воспользовались задержкой с ротацией украинских подразделений на фронте в апреле, чтобы прорваться.

Такие недостатки частично объясняются нехваткой боеприпасов и личного состава. Но они также имеют структурные причины. В отличие от россиян, у защитников нет крупных саперных подразделений. Они были расформированы после распада Советского Союза, поскольку продажа их оборудования приносила доход обанкротившемуся государству. В 2005 году таких полков осталось всего четыре. С тех пор они были восстановлены. Однако лишь недавно им начали предоставлять больший приоритет.

Как следствие, солдаты вынуждены сами заботиться о строительстве крепости. Первую линию копают бригады, ответственные за каждый участок, вторую — саперы. Однако последние жалуются на отсутствие координации и планирования. Поскольку каждое подразделение заботится прежде всего о себе, оборонительные сооружения не являются достаточно глубокими и взаимосвязанными.

Согласно техническому заданию из Киева, строительство третьей линии будет управляться централизованно. С этой целью государственное агентство по развитию инфраструктуры будет сотрудничать с частными подрядчиками, которые будут получать компенсацию за свою работу и использование своей техники. Найти компании для этой опасной задачи сложно. В прошлом месяце в Харьковской области было убито 4 рабочих и уничтожено 10 машин.

Но нежелание распространяется даже на города, удаленные от линии фронта. Например, в Покровске 2023 власти не могли найти компанию, которая бы отремонтировала важный мост, в течение нескольких месяцев. Они боялись, что их экскаваторы могут стать мишенью российских обстрелов, хотя город в то время был вне зоны досягаемости артиллерии.

По мнению военных экспертов, Покровск может стать зоной боевых действий в обозримом будущем после последних российских продвижений. Тогда население ждет жестокая участь, подобная судьбе Часов Яра, еще одного стратегически важного небольшого города, который россияне уже сравняли с землей. Это означает смерть, разрушения и перемещение.

Однако, с чисто военной точки зрения, украинцы не имеют другого выбора, кроме как защищаться в городах от превосходящего противника. Это правда, что на некоторых участках фронта есть естественные препятствия, такие как болота и реки, которые облегчают их положение. Но в открытом поле они могут противостоять огневой мощи врага только с огромными потерями.

Однако возможности обороны города также зависят от его подготовки. Например, позиции вокруг Часов Яра были недостаточно подготовлены, что позволило россиянам продвинуться к окраинам города. Пока на их пути стоит только высокое расположение города и канал.

В Покровске защитники приняли лучшие меры предосторожности и за последние полтора года построили два кольца вокруг города. Внутреннее кольцо хорошо видно на спутниковых снимках. Также заметны многочисленные новые окопы на севере и западе города и на перекрестках.

Условия для обороны лучше благодаря промышленной базе. В Покровске находится важнейшая украинская шахта по добыче коксующегося угля. Ее владелец, компания «Метинвест», также производит сталь. Компания участвует в строительстве оборонных объектов с самого начала войны. Бетон, сталь и техника есть в наличии.

Однако такие объекты есть не на каждом участке 1000-километрового фронта, и они не могут заменить системно построенные оборонительные сооружения. В конце марта глава Харьковской области не смог сказать, когда они могут быть завершены. Украинцы надеются, что они будут достаточно прочными в решающих точках для следующего российского наступления.


Теги:

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling