Лонгриды

NYT: Уставшие солдаты, ненадежные боеприпасы – много вызовов для Украины

контрнаступление

Издание The New York Times продолжает серию репортажей с передовой войны в Украине.

Этот анализ основывается на десятках посещений передовой и интервью в июне и июле с украинскими солдатами и командирами в Донецкой и Харьковской областях, где идут многочисленные бои.

Эти визиты показали, что украинская армия сталкивается с целым рядом новых и постоянных вызовов, способствовавших ее медленному прогрессу.

В штабе одного из батальонов 53-й механизированной украинской бригады пахнет свежесрубленными соснами. Ароматы исходят от деревянных опорных балок в лабиринте окопов, составляющих большую часть элементарной базы подразделения за пределами боевого города Авдеевки.

В главной командной комнате телевизоры с плоскими экранами, компьютеры и спутниковый Интернет транслируют изображения с небольших беспилотников, а кадровый состав украинских военных ведет наблюдение за передовым участком.

То, что они в большинстве своем видят, это насильственный тупик.

В начале 17-го месяца войны боевые действия приобрели заметный ритм. Россия и Украина заперты в смертоносных атаках и контратаках. Российская артиллерия больше не имеет явного преимущества, и украинские войска борются с крепкой русской обороной, продолжая свое южное наступление, замедленное из-за плотных минных полей.

Небольшие территориальные достижения обходятся огромной ценой. Полевые госпитали, закрытые после битвы за восточный город Бахмут, снова открыли, сообщили волонтеры, а украинские солдаты описали решительного врага.

«Мы меняем наших людей на их людей, а у них больше людей и техники», — сказал один украинский командир, чей взвод понес около 200 процентов потерь после того, как Россия начала свое полномасштабное вторжение в прошлом году.

Украина хорошо справилась с адаптацией оборонной войны — подключила спутниковый Интернет Starlink, публичное программное обеспечение и готовые дроны, чтобы постоянно следить за российскими войсками из командных пунктов. Но наступательные операции отличаются: Украина достигла незначительного прогресса в своей способности непосредственно координировать действия войск, которые находятся ближе к российским силам на так называемой нулевой линии, и атакующих вперед.

Украинская пехота все больше и больше сосредотачивается на окопных штурмах, но, понеся десятки тысяч потерь с начала войны, эти ряды часто пополняются менее подготовленными и старшими воинами. И когда российские войска вытесняются с позиций, артиллерия противника становятся ловчее в пристрелке, гарантируя, что украинские войска не смогут оставаться там долго.

Боеприпасов не хватает, а боеприпасы поступают из разных стран. Это вынудило украинские артиллерийские подразделения использовать больше боеприпасов для поражения целей, говорят украинские военные, поскольку точность разных снарядов сильно отличается. Кроме того, некоторые из старых снарядов и ракет, отправленных из-за границы, повреждают их технику и ранят солдат. “Сейчас это очень большая проблема”, – сказал Алекс, командир украинского батальона.

Наконец, в летние месяцы камуфляж и зелень остаются решающими факторами, влияющими на успешность боевой операции. Обороняющиеся силы почти всегда имеют преимущество, либо через невидимые окопы, либо через скрытые подразделения радиоэлектронной борьбы, использующие обман и маскировку, чтобы отбить атакующие силы.

Получение координат и стрельба

Средства, с помощью которых солдат по имени Валерий наблюдал в командном пункте, распространены среди большинства украинских подразделений, воюющих на востоке. В отличие от Соединенных Штатов и других стран НАТО, которые используют сложное военное коммуникационное оборудование для наблюдения за полем боя, украинские войска используют менее сложные, но простые в использовании программы, такие как приложения для обмена сообщениями на смартфоне, частные интернет-чаты и небольшие беспилотники китайского производства, чтобы наблюдать за событиями на линии фронта.

Это специальный, но эффективный коммуникационный пакет, на который наложено свое программное обеспечение, обеспечивающее определение расположения украинских подразделений и возможных позиций российских войск.

Недостатком этой системы является то, что она почти полностью привязана к спутниковому Интернет Starlink. Это означает, что когда украинские подразделения атакуют — при отсутствии маршрутизатора Wi-Fi — для передачи важной информации, например, об артиллерийских целях, нужно больше времени, потому что атакующие войска должны связаться с кем-то с подключенным к Интернету, чтобы вызвать поддержку.

Украинские войска также борются с глушащими радиостанции русскими войсками, с помощью которых солдаты пытаются связаться со своими товарищами через Интернет.

«В основном мы получаем координаты через интернет – это безопасно, и как только они нам передаются, мы ими сразу пользуемся», – рассказал Антон, начальник гранатометного подразделения.

В этом году солдаты, воюющие за Украину, пытались подключить интернет Starlink к бронированному транспорту, когда атаковали российские позиции, но антенна была расстреляна дружеским огнем во время атаки.

В этом месяце система работала должным образом. Украинский беспилотник наблюдал, как земля с лопаты русского солдата накапливалась у траншеи, которую он копал: это была приоритетная цель. Новая траншея означала, что российские войска подошли гораздо ближе к украинским линиям и стали еще одним укреплением для наступления украинских сил.

Через смартфон отправили координаты траншеи, а через минуты там прогремели взрывы из автоматического гранатомета Mark 19.

Зачистка траншеи: опасно и необходимо

Отряд украинских бойцов 59-й бригады насквозь промок от пота. Был конец июня, и они выполняли одни и те же упражнения — штурмовали траншею, которая использовалась для тренировок, всего в милях от линии фронта — бесчисленное количество раз, пробирались сквозь заросшую траву, стреляли холостыми из автоматов Калашникова, отдыхали и повторяли все заново.

Цель повторения заключалась в том, чтобы сделать процесс механическим, чтобы новая группа мобилизованных в возрасте от 25 до 40 лет, наконец, выйдя на передовую, не дрогнула, когда пришло время атаковать хорошо защищенный российский окоп.

«Мы еще не были в активных боевых действиях, но мы к ним готовимся», — сказал один из младших бойцов группы Николай.

Поскольку война длится второй год и обе армии хорошо умеют строить и оборонять укрепления, штурм окопов стал одной из самых опасных и необходимых задач для украинских войск, пытающихся вернуть территорию. Обучение более специализированным навыкам, например, для снайперов, было отвергнуто в пользу окопных атак.

Вокруг восточного города Бахмут, который был захвачен россиянами в мае, украинские силы продвинулись на флангах города, потому что у российских сил было меньше времени, чтобы окопаться. Некоторые элитные украинские подразделения в этом районе умеют атаковать российские окопы, имея хорошую связь и действуя скоординированно.

Но другие украинские формирования в других местах фронта имели проблемы с пополнением своих рядов солдатами такого калибра, которые могли бы осуществить успешные окопные атаки, учитывая, что месяцы боев истощили их ряды. Новые замены иногда составляют старшие мобилизованные новобранцы.

«Как можно ожидать, что 40-летний мужчина будет хорошим пехотинцем или пулеметчиком?» — спросил украинский командир, взвод которого понес десятки потерь. Молодость означает не только лучшее физическое мастерство, но и меньшую вероятность того, что молодые солдаты будут подвергать сомнению приказы.

В последние дни в окрестностях Бахмута выросли украинские потери, что является побочным результатом стратегии Украины по окружению российских войск вокруг города, чтобы дополнить контрнаступление на юге страны. Российские силы направили больше артиллерийских единиц в этот район, чтобы даже если они потеряют траншею от украинского штурма, могли быстро засыпать свои утраченные позиции снарядами, заставив украинские войска отступить с только что отвоеванной территории.

«Зеленая зона»

Возле города Северск на востоке страны группа украинских военных, управлявшая 105-мм гаубицей, предоставленной США, послушала, как ее «сосед», самоходная гаубица, выпустила несколько снарядов. Тогда команда 105-мм получила собственную огневую миссию через смартфон и Интернет Starlink, направленную на минометную российскую команду.

Экипаж снял маскировочную сетку, дважды выстрелил, а затем снова скрылся.

Огневая миссия была успешной. Но для многих украинских артиллерийских подразделений это не так-то просто.

Украинские артиллерийские экипажи ориентируются на ассортимент боеприпасов, доставленных из таких стран, как Пакистан, Польша, Болгария и Иран, заставляя стрелковые экипажи корректировать свой прицел в зависимости от того, из какой страны происходят боеприпасы, а иногда и от того, сколько им лет.

Частые артиллерийские обстрелы почти всегда приносят возмездие. Двадцать минут спустя после того, как украинский 105-мм стрелял залпом, россияне открыли огонь, засыпав территорию кассетными боеприпасами, классом снарядов и ракет, которые взрываются и распространяют меньшую взрывчатку на широкую территорию. И Россия, и Украина использовали это оружие, хотя многие страны его запрещают.

Россияне использовали кассетные боеприпасы, потому что они не знали точно, где были украинцы, поэтому они решили засыпать территорию маленькими разрывными бомбами, надеясь поразить цель где-то среди деревьев.

Одним из определяющих признаков летних боев на востоке Украины являются листья. Прикрытие танка или артиллерии камуфляжем украинцы называют «маскированием», и эта процедура чрезвычайно важна, чтобы избежать обнаружения беспилотниками и обязательно последующего артиллерийского огня. Вокруг Бахмута поля и лесные массивы известны среди украинских военных как «зеленая зона».

У контролируемого Россией города Кременна, севернее, где на местности преобладают сосновые леса, российские войска часто обстреливают деревья зажигательными боеприпасами, чтобы сжечь «зеленку», сообщили солдаты 100-й бригады территориальной обороны.

Часто, чтобы вести огонь или маневрировать, украинская боевая техника вынуждена отказываться от любого типа камуфляжа, подвергаясь другому оружию, которое распространилось на линии фронта в последние месяцы: российские беспилотники «Ланцет».

Их часто называют беспилотниками-камикадзе, они заставили украинских артиллеристов и танкистов принять масштабные меры для сокрытия своих позиций. Некоторые экипажи танков даже приварили к своим башням самодельную броню, чтобы попытаться остановить взрывные машины.

Приблизительно в 40 милях, на другом участке линии фронта, солдаты 15-й отдельной артиллерийской разведывательной бригады следили за диапазоном радиочастот с экранов своих компьютеров и пытались выяснить, как справиться с Ланцетами. Заглушить их невозможно, по крайней мере, сейчас.

«Ланцеты» тяжело сбить, поскольку они действуют больше как управляемые бомбы, чем беспилотники, говорят украинские военные. Их радар радиоэлектронной борьбы, известный как NOTA, пытается заглушить соседний российский беспилотник, который посылает координаты на Ланцет. Но это трудная наука, говорили солдаты.

«Мы точно не знаем, как они общаются», — сказал Марабу, младший сержант, работающий в NOTA.

Другой солдат радиоэлектронной борьбы добавил, что они могут увидеть Lancet на короткое время на своем экране, когда он включает соединение для потокового видео, но обычно это длится лишь около 15 секунд.

Электронная борьба является скрытой угрозой, стоящей за большей частью войны, при этом российские возможности превосходят украинские. Российские войска могут обнаруживать сигналы мобильных телефонов и глушить GPS и радиочастоты, и они часто ищут Wi-Fi-маршрутизаторы Starlink, чтобы обстрелять их артиллерией.

«Для нас это очень большая проблема», — сказал Марабу, имея в виду способность российских войск переключать исходную частоту своих беспилотников. Поэтому NOTA труднее определить, где находятся дроны на передовой.

В этом месяце Марабу наблюдал за российским беспилотником наблюдения над городом Сватово. Вне зоны действия радиолокатора NOTA все, что мог сделать Марабу, это наблюдать, как красные точки каскадом падают на голубой фон на его экране: российский беспилотник общался со своим оператором, посылая вниз зернистые кадры войны.


Теги:

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling