На рекламных щитах размером с небоскреб изображены штурмовики в боевом снаряжении, выходящие из пламени. На уличных плакатах солдаты призывают прохожих записаться в армию, заявляя, что «победа в ваших руках». “Сядьте в скоростной поезд, и велика вероятность, что по телевизору будут рекламировать вакансии операторов беспилотников”, — пишет The New York Times.
В последние месяцы в Киеве и других украинских городах стали повсеместно проводиться блестящие вербовочные кампании, пропитанные националистическим пылом. Они, возможно, являются наиболее заметным признаком стремления пополнить украинскую армию — усилий, которые, по мнению экспертов и официальных лиц, имеют решающее значение для противостояния непрекращающимся российским атакам.
Но большинство кампаний — это не работа политического и военного руководства страны. Это инициативы подразделений, испытывающих нехватку людей, которые взяли дело в свои руки, уклоняясь от официальной системы мобилизации, которая, по их словам, не работает, и которая зачастую набирает людей, не способных и не желающих воевать.
«Эти кампании гораздо эффективнее, потому что мы получаем именно тех людей, которые нам нужны», — говорит военврач Дмитрий Козятинский, ставший рекрутером в батальоне «Волки Да Винчи», который возник как военизированное крыло коалиции ультраправых политических партий после 2014 года
Батальон, который теперь вошел в состав ВСУ, в настоящее время ищет около 500 новых членов и предлагает самые разные вакансии. Рекрутеры проводят длительные собеседования, пытаясь найти вакансии, соответствующие навыкам кандидатов. «Это как свидание… Мы стараемся как можно лучше объяснить, чего мы ждем от этих людей, и чего они могут ожидать от нас», — говорит Козятинский в недавно открывшемся в центре Киева офисе батальона, который украшен эмблемами с изображением трех волков, обнаживших клыки.
“Это как рынок», — говорит Мирослав Гай, офицер, отвечающий за военно-гражданские отношения в бригаде спецназа «Иван Богун», которая воевала на передовой. «Вы должны попытаться найти людей маркетинговыми методами».
Большинство бригад, судя по всему, поддерживают свою рекламную и рекрутинговую деятельность за счет краудсорсинговых призывов к труду и снаряжению. Бригада «Волки Да Винчи», например, заявила, что в разработке и производстве рекламы она опирается на сеть сторонников, а ее офис был бесплатно предоставлен Киевским городским советом.
Необходимость пополнения украинских вооруженных сил была очевидна уже несколько месяцев. Президент Владимир Зеленский недавно заявил, что в ходе войны погибли 31 000 солдат, что, скорее всего, занижает истинное число жертв. Военные командиры призывают его увеличить количество призывников, чтобы восполнить потери и выдержать еще один год ожесточенных боев.
Но законопроект о мобилизации, который мог бы открыть путь к масштабному призыву, уже несколько месяцев задерживается в парламенте.
Тем временем офицеры бригады жалуются, что призывники, набранные по официальной системе, зачастую слишком стары, имеют слабое здоровье и немотивированны. Алина Михайлова, офицер батальона «Волки да Винчи», рассказала, что из 200 призывников, поступивших в бригаду, только 25 проявили желание воевать.
«Наша задача — быстрее набирать добровольцев, чтобы было меньше тех людей, которые абсолютно не мотивированы», — сказала г-жа Михайлова.
Ключевым фактором в этой работе стала страница отряда в Instagram, за которой следят около 50 000 человек. В последние недели «Волки да Винчи» разместили несколько видеороликов, объясняющих работу саперов и операторов беспилотников, или показывающих, как солдаты готовятся к наземному штурму.
Большой плакат бывшего командира Дмитрия Коцюбайло, погибшего в бою в прошлом году, висит в офисе рядом с фотографиями членов батальона в гражданской и военной одежде, наводя на мысль, что солдатом может стать каждый.
Плакаты с призывом в бригаду трудно не заметить на улицах Киева. На них изображены украинские штурмовики, столкнувшиеся с зомбированными солдатами, которые, как предполагается, являются русскими, на фоне заката. «Сражайтесь», — гласят плакаты большими оранжевыми буквами.
Подразделение также пытается преодолеть разрыв между гражданскими и военнослужащими, проводя раз в несколько месяцев военные игры с оружием, стреляющим пластиковыми снарядами, под Киевом, где публика может пообщаться с резервистами и инструкторами бригады.
Семен Гагарин, 33-летний менеджер компании по производству меда, сказал, что не думает, что кампания изменит мнение тех, кто отказывается служить.
Но он признал, стоя у призывного плаката в центре Киева, что «это оказывает большее давление на всех» и может убедить тех, кто сомневался в том, стоит ли идти на службу. По его словам, несколько друзей из его спортзала решили вступить в Третью штурмовую бригаду.
«Это наш шанс получить мотивированных людей», — сказал Козятинский. «Они всем нужны».