Телемарафон Единые новости, запущенный в Украине в первые дни полномасштабной войны, на втором году российского вторжения поддается критике за то, что рисует «слишком радужную картину войны». Проект, который давал людям боевой дух и надежду, сейчас воспринимается как «государственная пропаганда».
Газета New York Times опубликовала материал о роли телемарафона в Украине, количество зрителей которого сократилось в четыре раза с марта 2022-го. Поэтому критики все чаще призывают изменить формат проекта, который минимум на 40% финансируется из госбюджета.
С первых дней российского вторжения новостной телемарафон был важным инструментом информационной войны в Украине. Его создали указом президента Владимира Зеленского для противодействия российской дезинформации и поддержки боевого духа украинцев.
Проект охватывал около 60% общей довоенной аудитории Украины. Каждому из шести телеканалов предоставили несколько часовых интервалов для заполнения новостями и комментариями, которые транслируются всеми участниками телемарафона.
Несколько медиаэкспертов и журналистов рассказали NYT, что экс-министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко лично принимал участие в совещаниях по координации освещения новостей. Кроме этого, телеканалы применили в своем освещении форму «самоцензуры».
В начале войны большинство украинцев считали этот проект жизненно важным. Пока российские войска приближались к Киеву и другим городам, телевидение информировало зрителей о боевых действиях, советуя им, где найти убежище и когда эвакуироваться. Проект также помогал удерживать мотивацию, в частности, транслируя ежедневные обращения Зеленского.
Однако в 2023 году украинцы устали от круглосуточного телемарафона, который все чаще высмеивается, как «рупор правительства».
А после того, как оппозиционным телеканалам запретили принимать участие в телемарафоне, обеспокоенность по поводу влияния властей на информационный поток усилилась.
Зрители начали жаловаться, что телевидение изображает слишком радужную картину войны, скрывая тревожные события на линии фронта и ослабляющую поддержку Украины со стороны Запада, что в конечном итоге не может подготовить граждан к длительной войне.
В итоге патриотический подтекст программы стал все более преувеличенным. Телевидение «изображает события в Украине так, как будто все в порядке, как будто победа не за горами», рассказали зрители NYT.
Руководитель киевского Института массовой информации Оксана Романюк вовсе назвала телемарафон «государственной пропагандой».
Рейтинги проекта начали падать. С марта 2022 года, когда на долю марафона приходилось 40% украинских зрителей, показатель упал в четыре раза — до 10% на сегодняшний день, сообщила заместитель шеф-редактора портала Детектор медиа Светлана Остап.
Критики заявляют, что телемарафон сейчас приносит больше вреда, чем пользы. Глава комитета парламента по свободе слова Ярослав Юрчишин ранее публично поставил под сомнение эффективность новостного вещания. Он считает, что программа ослепляет людей и не описывает трудности, с которыми сталкивается Украина. Это приводит к тому, что живущие вдали от фронта граждане забывают о войне, считает нардеп.
Также критики отмечают, что телемарафон превратился в «пиар-операцию для Зеленского», рейтинги которого также начали падать.
Поэтому марафон должен измениться, чтобы избежать имитации российской пропаганды, поскольку Украина должна думать о защите демократии во время войны, добавила Романюк из Института массовой информации.
28 декабря Киевский международный институт социологии (КМИС) опубликовал результаты опроса, согласно которым доверие к телемарафону Единые новости снизилось на 26% с мая прошлого года. Доля тех, кто доверяет марафону, упала до 43%.
В. и. о. министра культуры и информационной политики Украины Ростислав Карандеев в интервью Украинскому радио 31 декабря заявил, что ведущие украинские телеканалы рассматривают возможность изменения формата телемарафона Единые новости. Поскольку проект «достиг своей цели».