Солнечным утром, глубоко в лесах Западной Украины, куда война почти не доходит, 16 000 банок нового энергетического напитка «Воля» каждый час сходят с конвейера Моршинского завода напитков, пишет The New York Times.
За несколько сотен километров на восток, по направлению к линии фронта, холодильники минимаркетов и заправок заполнены «Волей» и другими энергетическими напитками: Burn, Monster, Non Stop, Hell, Pit Bull и, конечно же, ветеран среди них — Red Bull.
Когда вы попадаете в окопы, где тысячи солдат окопались, пытаясь выжить, все становится полностью под контролем: Украинские солдаты отказываются от кофе, кока-колы, даже воды в пользу жидкого стимула, необходимого для того, чтобы продолжать идти вперед.
«Утром, когда я просыпаюсь, я пью энергетический напиток. Когда я иду на патрулирование, я пью энергетический напиток. Перед атакой я пью энергетический напиток», — сказал один украинский солдат, назвавший себя позывным «Псих».
«Позвольте мне объяснить кое-что как разведчику, — продолжил Псих. «Когда тебе надо пройти три, четыре или семь километров. И ты несешь на себе 40 килограммов снаряжения. И ты весь в поту. И ты не ел и не спал три дня. Если ты не выпьешь эту штуку, откуда ты возьмешь энергию для последнего рывка?»
Украина переживает самые тяжелые времена с первых месяцев полномасштабного вторжения России более двух лет назад, и ее войска борются с непрерывными атаками по всему 600-мильному фронту. Истощенные и уставшие войска на передовой подсели на растущее созвездие энергетических напитков с высоким содержанием кофеина, которые активно продвигаются на рынке, некоторые из них специально созданы для этой войны.
Продажи стремительно растут. Энергетические напитки стали одним из немногих светлых пятен в украинской экономике. Появляются новые разновидности и безумные вкусы — сахарная вата, кактус, даже каннабис — с названиями вроде «Джунгли», «Буст» и «Сталкер».
Банки можно увидеть повсюду. Спрятанные в разгрузочные жилеты. Звенят в рюкзаках с патронами. На задней панели танков. Раздавленные банки, сложенные в окопах рядом с мертвыми россиянами.
Украинские компании продают эти напитки, чтобы апеллировать к фронтовикам и боевому духу, который они олицетворяют, давая им камуфляжные этикетки или патриотические девизы и названия, такие как «Воля», что в переводе означает «свобода», но прямого перевода нет.
«Мы хотели присоединиться к этому действу», — сказал Марко Ткачук, генеральный директор IDS Ukraine, владелец завода «Моршинская» и бренда «Воля», — сказал Марко Ткачук, генеральный директор IDS Ukraine.
«Моршинская» — компания, производящая воду, расположенная примерно в 45 милях к югу от Львова. Она заявила о себе много лет назад, используя природные источники в Карпатских горах и разливая воду в 1,5-литровые пластиковые бутылки, которые стали повсеместно распространенными по всей Украине.
Но в 2022 году господин Ткачук вместе с другими руководителями украинских производителей напитков понял, что происходит что-то значительное, когда напряжение войны пересекается с глобальным увлечением энергетическими напитками.
Вторжение России перевернуло все аспекты жизни в Украине, увеличив спрос на быстрый заряд кофеина, который не требует кафе, кипятка, кофейной кружки или чайного пакетика. И не только солдаты стремились к этому.
«Повышенная потребность гражданского населения в источниках энергии возникает из-за постоянных ракетных обстрелов, тревоги и недосыпания», — говорит Тарас Маципура, вице-президент Carlsberg Ukraine.
И поэтому в прошлом году Carlsberg, крупный международный игрок, также начал производство энергетического напитка в Украине — Battery.
По словам господина Маципуры, рынок был «на подъеме».
Даже несмотря на то, что экономика страдает, а миллионы украинцев покинули страну, продажи энергетических напитков в Украине выросли почти на 50 процентов с начала войны, согласно отраслевым исследованиям.
Отдельные солдаты, их подразделения и гражданские волонтеры, которые привозят самое необходимое на передовую, покупают их грузовиками. Некоторые производители напитков, такие как IDS Ukraine, предоставляют их бесплатно. И украинская цепь поставок начала действовать, чтобы перевезти их.
Большие фуры, маленькие грузовики, солдатские машины, окрашенные армейской зеленой краской, мотоциклы и велосипеды путешествуют по ландшафту взорванных зданий и разрушенных мостов, чтобы доставить ящики за сотни километров от заводов в центральной и западной Украине до окопов на востоке страны.
«До войны никто не покупал их в таких масштабах, — говорит Сергей Парахин, владелец магазина. «Кроме водителей грузовиков».
Самыми продаваемыми брендами являются более дешевые украинские сорта, такие как Non Stop и Pit Bull, но импортные, такие как Red Bull (из Австрии), Monster (из США) и Hell (из Венгрии), также пользуются популярностью.
Что отличает энергетические напитки от других безалкогольных напитков, так это высокое содержание кофеина, а также добавок, таких как таурин (аминокислота), В-12 (витамин) и экстракт гуараны (амазонского фрукта). Считается, что все они повышают уровень энергии.
Многие из этих напитков содержат около 100 миллиграммов кофеина на банку, примерно столько же, как чашка кофе. Но для кофе нужна горячая вода, а для этого нужно разжечь огонь или подключить электричество, а когда вы сидите в грязном окопе, это нелегко сделать.
Конечно, потребление чрезмерного количества кофеина может привести к дрожи рук, повышенному кровяному давлению и проблемам с желудком, что угрожает здоровью. Исследование 2018 года, проведенное среди американских солдат, показало, что употребление энергетических напитков в больших количествах «в значительной степени связано» с депрессией, тревогой, агрессивным поведением и, как ни парадоксально, усталостью.
Бача, сержант украинской пехоты, рассказал, что один из его старших солдат, который имел сердечную болезнь, умер прошлой зимой; в подразделении задались вопросом, не было ли это связано с его привычкой выпивать по 10 банок в день. Бача рассказал, что мужчину нашли мертвым в туалете с энергетическим напитком в руке.
Псих отвергает медицинские риски. До войны, по его словам, он был парамедиком, фитнес-фанатом и чемпионом по тхэквондо. На довоенных фотографиях он выглядел как нечто среднее между моделью нижнего белья Calvin Klein и Мистером Вселенной. Он был награжден несколькими медалями и недавно получил ранение в ногу.
«Я пью это с 14 лет, — говорит он. «С ними нет ничего плохого».
IDS Ukraine, один из крупнейших производителей пива в Восточной Европе, заявил, что ежемесячно передает 40 000 банок украинским военным. Солдаты были частью этого процесса с самого начала, начиная с этикетки: древний украинский солдат — казак — смотрит поверх усов на руль.
Когда компания выпустила свой продукт в прошлом году, она попросила военные части протестировать его. Господин Ткачук объяснил, что формула напитка несколько отличается — на основе минеральной воды и с использованием фруктозы и глюкозы вместо обычного рафинированного сахара («Говорят, что сахар лучше поднимает настроение, но мы нашли несколько примеров в Китае, где использовали фруктозу и глюкозу», — сказал он).
Солдатам понравился вкус, и в результате получился напиток, который, по словам господина Ткачука, не обязательно был здоровым, но «более здоровым».
Некоторые солдаты говорили, что они скорее возьмут с собой в бой энергетические напитки, чем хлеб. Другие говорили, что они стали валютой на фронте.
«Энергетики в армии — это не просто напиток, а самый популярный подарок», — сказал Антон Филатов, кинокритик, который стал солдатом.
В августе прошлого года Псих получил осколок в миллиметре над глазом. Он был дезориентирован, истекал кровью и находился в шоке.
«Я отполз на позицию и нашел жестянку «Burn», — рассказывает он.
Он выпил ее и сказал, что сразу почувствовал себя лучше.
«На войне стараешься ценить такие мелочи, — пояснил Псих. «Представьте себе. Только жестянка «Burn». Но настроение у меня было такое счастливое».