Евросоюз готовит обновленный проект торгового соглашения с Украиной, предусматривающий новые квоты на товар. Проект учел требования Польши и Франции о поставках украинской сельхозпродукции. В результате Украина может потерять 331 млн евро.
Об этом «Радио Свободе» анонимно сообщили источники среди дипломатии ЕС.
5 июня 2024 года истекает срок действия мер ЕС по либерализации торговли для Украины. Квоты и пошлины в ЕС для Киева отменили из-за войны с Россией. И сейчас договариваются, как будет выглядеть соглашение об облегчении условий торговли после 5 июня.
Предварительно были договоренности, что Еврокомиссия будет быстро реагировать, если украинский импорт повлечет значительные искажения на рынках ЕС. Также предусмотрено, что если импорт мяса птицы, яиц, сахара, овса, кукурузы, крупы, меда из Украины в ЕС превысит средние объемы импорта за последние 2 года, то будут ограничения для украинцев.
Но Польша и Франция (их поддержали Италия, Венгрия и Австрия) хотят, чтобы средний показатель импорта из Украины высчитывали, принимая во внимание 2021 год, до полномасштабного вторжения. В то же время в 2022-2023 годах ситуация с ввозом была иной из-за большой войны: был заблокирован морской коридор и появились сухопутные пути в ЕС, по которым из Украины «вызволяли» ее агропродукцию. Это и увеличило поток агропродукции в ЕС.
Предварительно таки решили высчитывать импорт со второго полугодия 2021 года: по оценкам Еврокомиссии, из-за этого Украина потеряет 86 миллионов евро
Предыдущий проект договоренности, согласованный с Европарламентом, предусматривал, что квоты на следующий период, который начнется с июня этого года, будут рассчитывать, исходя из объемов украинского агроимпорта за 2022-2023 годы, когда для него уже действовали льготы — отсутствие пошлин и квот. В целом же ограничения, которые будут базироваться на оценках импорта за половину 2021, 2022 и 2023 годы, оценили в 331 миллион евро потерь для украинского бюджета
Против этого компромисса выступают Украина, Германия, Нидерланды, Финляндия, страны Балтии и Люксембург. Окончательное согласие послы стран-членов могут дать 27 марта. Решение еще должен одобрить Европарламент.