За последние два года украинские города подверглись атакам тысяч иранских беспилотников-камикадзе. Есть основания полагать, что первоначальная версия этого разрушительного оружия была разработана для вооруженных сил Германии около 35 лет назад, пишет швейцарское издание Neue Zürcher Zeitung.
Когда он пролетает с грохочущим двухтактным двигателем, он звучит как мопед. Русские посылают их массово перед своими высокоточными ракетами, чтобы поставить в тупик украинскую противовоздушную оборону. Они набрасываются на жилые дома, электростанции и объекты электроэнергетики. Уже более двух лет Shahed-136 является всемирным символом воздушного террора режима Владимира Путина в Украине.
Shahed-136 описывается как дешевый и эффективный беспилотник-камикадзе из Ирана. Его стоимость составляет от 20 000 до 50 000 долларов за единицу, в зависимости от объема производства и конкретных модификаций. Все это хорошо известно. Менее известно происхождение Shahed-136, который не только, но и, весьма вероятно, был разработан в Германии.
В 1980-х годах беспилотник, очень похожий на Shahed-136, был разработан в Бонне по заказу тогдашнего министерства обороны Западной Германии. Однако после воссоединения Германии у бундесвера больше не было на него денег. Проект был отменен. В связи с этим возникает два вопроса: неужели немецкая технология беспилотников, разработанная 35 лет назад, попала в чужие руки? И используется ли она сегодня для бомбардировок украинских городов?
Беспилотник как самолет-камикадзе
История начинается с компании, которая сегодня уже не существует. В 1980-х годах авиационная компания Dornier получила заказ от вооруженных сил Германии на разработку противорадиолокационного беспилотника. Предполагалось, что этот беспилотник будет использоваться для обнаружения и уничтожения вражеских радиолокационных позиций. Оснащенный радарным детектором и взрывным устройством весом до 50 килограммов, он должен был пикировать на цель подобно самолету-камикадзе.
Через три года после заключения контракта компания Dornier представила два прототипа беспилотника DAR (Drone Anti-Radar) в испытательном центре Бундесвера в Меппене, немецкая земля Нижняя Саксония, в 1992 году. К этому моменту уже было ясно, что цели Люфтваффе больше не могут быть реализованы. Изначально они хотели сформировать две эскадрильи беспилотников, в которых должны были находиться в резерве более 4 000 этих дронов-камикадзе. Однако после воссоединения Германии оборонный бюджет был урезан, и денег на этот проект больше не было.
Уже тогда были признаки того, что кроме Германии кто-то еще очень заинтересован в проекте беспилотника. В 1987 году сама компания Dornier объявила, что работает с израильтянами над созданием беспилотника DAR. Об этом пишет американский эксперт Дэн Геттингер в исследовании о беспилотниках-камикадзе, опубликованном в 2023 году. В этом исследовании он подробно рассматривает предполагаемое германо-израильское сотрудничество в области беспилотников.
Гетингер пишет, что два противорадиолокационных дрона с во многом схожими характеристиками, по-видимому, появились в результате сотрудничества между компаниями Dornier и Israel Aerospace Industries в середине и конце 1980-х годов. Один из них был немецким беспилотником DAR, а другой — израильским Harpy (Гарпия). Оба имели одинаковую конструкцию дельтавидного крыла и толкающий пропеллер.
Немецкая технология в израильском беспилотнике?
Геттингер также дает представление о том, в чем могло заключаться немецко-израильское разделение труда. Он пишет, что израильтяне в первую очередь сосредоточились на радиолокационном устройстве самонаведения, которое было установлено не только в Гарпии, но и в беспилотнике DAR. С другой стороны, неясно, получили ли израильтяне от Dornier собственно летательный аппарат для своего беспилотника. Геттингер оставляет этот вопрос открытым в своем исследовании.
Однако есть четкие указания на это в других местах. Известный британский военный журнал «Jane’s» в 1995 году в публикации «Беспилотные летательные аппараты и цели» сообщил, что «Гарпия» была разработана в Израиле, но «с использованием базового самолета с дельтавидным крылом, приобретенного и модифицированного в Германии». Это означает, что «Гарпия», предположительно, содержит немецкие технологии.
Если Геттингер и Jane’s правы, то это можно обобщить следующим образом: Немцы и израильтяне разработали идентичные беспилотные системы около 35 лет назад. Обе системы были спроектированы таким образом, чтобы их можно было запускать из грузовых автомобилей-контейнеров, а затем автоматически искать вражеские радары по заранее запрограммированной траектории полета. Эта технология ознаменовала собой небольшую военную революцию в конце 1980-х годов.
Известно, что в то время Германия и Израиль уже некоторое время сотрудничали по проектам вооружений, не афишируя этого. Разумно предположить, что так могло быть и с этим проектом беспилотника. Так работали ли Германия и Израиль официально вместе над созданием беспилотника?
Немецкое правительство уклоняется от ответа
NZZ обратилась в Министерство обороны Германии в Берлине, в компанию Airbus Defence and Space, которая является правопреемником Dornier, и в компанию Israel Aerospace Industries. В то время как Airbus Defence and Space заявила, что «никакой дополнительной информации» не имеется, Israel Aerospace Industries вообще не ответила. Министерство обороны в Берлине, тем временем, заявило, что в проекте не участвуют другие страны, кроме Германии.
Таким образом, никакого сотрудничества со стороны правительства не было. Так как же возник проект, в котором, судя по всему, немецкие и израильские технологии обменивались и устанавливались в идентичные беспилотники? Даже если Германия и Израиль официально не сотрудничали, правительство должно дать свое разрешение на установку немецких компонентов в израильское оружие. Было ли получено такое разрешение?
Ответ немецкого правительства был уклончивым. «Мы не можем предоставить информацию о каких-либо экспортных лицензиях из-за более чем 30-летнего периода», — сказала представительница министерства экономики. Она добавила, что правительство не сообщает о конкретных индивидуальных лицензиях независимо от этого, поскольку это может также затронуть торговые и коммерческие секреты соответствующих компаний.
Внезапное появление Shahed-136
Сегодня существуют и другие, гораздо более мощные немецкие и израильские беспилотники. Поэтому можно было бы удовлетвориться ответом немецкого правительства и оставить этот вопрос в покое. Но несколько лет назад неожиданно появились иранские беспилотники, которые не только поразительно похожи внешне на беспилотник DAR и израильский «Гарпия», но и копируют их принцип камикадзе. Как такое может быть?
Этому есть возможное объяснение. В середине и конце 1990-х годов Израиль продал Китаю около 100 беспилотников «Гарпия». По всей видимости, сделка была заключена в тайне. О ней стало известно лишь несколько лет спустя. В июле 2002 года американская газета «Вашингтон Таймс» сообщила, что несколько беспилотников «Гарпия» были замечены во время китайских военных учений в провинции Фуцзянь. Фуцзянь расположена прямо напротив Тайваня и особенно удобна для возможных воздушных атак на остров.
NZZ хотела узнать у немецкого правительства, известно ли ему о сделке Израиля с Китаем. Обычно производителю оружия, использующему немецкие технологии, требуется новая лицензия от правительства Германии на экспорт. Однако правительство не ответило на этот вопрос.
На момент заключения сделки с Китаем дальность полета беспилотника Harpy, как утверждается, уже была увеличена со 150 до 500 километров. В анализе американского аналитического центра «Джеймстаун Фаундейшн» по израильско-китайским военным отношениям от 2005 года говорится, что США были проинформированы о сделке с Китаем по беспилотникам и не были ей рады. Однако они и не препятствовали ей. Хотя первоначальный контракт на покупку предусматривал модернизацию китайского Harpy, США призвали Израиль отменить этот контракт в 2004 году.
Тесное партнерство Китая с Ираном
Итак, есть явные признаки того, что беспилотник переместился из Израиля в Китай. Но как он мог попасть оттуда в Иран?
Китай давно поддерживает тесные военные отношения с Ираном. Среди прочего, говорят, что он поддерживал режим муллы в строительстве производственных центров для важных военных платформ, таких как крылатые ракеты, артиллерия, бронетехника, морские суда и ракеты. Это следует из анализа индийского аналитического центра «Observer Research Foundation», посвященного поставкам оружия Китаем в Иран с сентября этого года. Однако в нем также говорится, что Китай «крайне неохотно идет на сотрудничество или продажу отечественных высокотехнологичных военных товаров, особенно передовых беспилотников или современных боевых самолетов».
Является ли эта оценка полностью точной, по меньшей мере, сомнительно. В отчете израильского торгового журнала «Israel Defense» за апрель этого года говорится, что иранский Shahed-136 очень похож на Harpy. Поэтому можно предположить, что беспилотник является «продуктом сотрудничества между Китаем и Ираном».
Если это правда, то круг замкнется: Беспилотник, предположительно разработанный немецкой компанией около 35 лет назад, Израиль продает Китаю, который, по всем признакам, предоставил эту технологию Ирану.
Вполне возможно, что так оно и было. Теоретически, однако, нельзя полностью исключить, что планы по созданию беспилотника попали в Иран другим путем.
На протяжении многих лет различные стороны продолжали совершенствовать беспилотник. Сейчас существуют версии с дальностью полета более 2000 километров. Немецкий эксперт по беспилотникам Ульрике Франке написала докторскую диссертацию по немецким проектам беспилотников около десяти лет назад. Сейчас она работает в Европейском совете по международным отношениям в Париже. По ее мнению, есть четкие указания на то, что немецкие и израильские компании совместно работали над созданием беспилотников DAR и Harpy.
«Israel Aerospace Industries каким-то образом участвовала в проекте DAR, либо совместно разрабатывая, либо перенимая немецкие технологии», — сказала она в интервью NZZ. Однако точных доказательств нет. Так что в итоге есть много улик, но нет абсолютной уверенности». Франке резюмирует это так: «Dornier и израильтяне, вероятно, создали беспилотник, а Китай и Иран, вероятно, вдохновились проектом и модифицировали его».
Иран официально представил Shahed-136 в декабре 2021 года. Чуть больше года спустя страна впервые поставила сотни таких беспилотников в Россию. Только в ноябре режим Владимира Путина запустил 2 500 беспилотников Shahed-136 по украинским городам. Большинство из них — это модифицированные Россией версии Shahed-136, также известные под российским обозначением Герань-2.
Разработанный когда-то в качестве оружия для борьбы с радарными позициями для немецких вооруженных сил, беспилотник DAR, судя по многим признакам, продолжает использоваться и спустя 35 лет. Однако Германия до сих пор не имеет в своем военном арсенале такого беспилотника-камикадзе.