В августовском номере журнала Vogue появилась новая супермодель. Она эффектная, стильная… и не настоящая. Это — сгенерированная искусственным интеллектом привлекательная девушка, которая позирует в одежде из летней коллекции бренда Guess. В рекламе мелким шрифтом указано, что она создана с помощью ИИ. Это первый случай появления искусственной модели на страницах Vogue.
Авторы образа — компания Seraphinne Vallora, основанная Валентиной Гонсалес и Андреей Петреску. Они рассказали BBC, что к ним обратился соучредитель Guess Пол Марчиано через Instagram. Команда создала десять вариантов моделей, из которых выбрали одну брюнетку и одну блондинку — и уже с ними работали дальше.
Несмотря на популярность рекламы, она вызвала возмущение. Известные модели, в частности плюс-сайз модель Фелисити Гейворд, обвиняют бренд в дешевом хайпе и попытке сэкономить на людях. По ее мнению, появление искусственной модели в Vogue может свести на нет годы борьбы за разнообразие и инклюзивность в фэшн-индустрии.

В 2010-х мир моды сделал большой шаг вперед: транс-модель Валентина Сампайо появилась на подиумах Victoria’s Secret, Халима Аден — первая модель в хиджабе в международных кампаниях, бренд Savage x Fenty активно привлекал моделей разных типов телосложения. Но в последние годы, по словам Гейворд, эта инклюзивность уменьшается, и появление идеализированных образов ИИ только ухудшает ситуацию.
Несмотря на это, разработчики из Seraphinne Vallora не признают, что создают недостижимые стандарты красоты. Они настаивают: их модели выглядят реалистично, а Instagram диктует запросы — посты с моделями с разными оттенками кожи или телосложением просто не набирают популярность. Компания пока не создавала плюс-сайз моделей, ссылаясь на «технические ограничения».
Проблема усугубляется еще и тем, что в Великобритании нет требования четко обозначать контент, созданный ИИ. В рекламе Guess соответствующее уточнение есть, но оно настолько мало, что легко затеряться среди фото.
Сара Зифф, основательница правозащитной организации Model Alliance, отмечает: такая реклама — не об инновациях, а о попытке сэкономить. И хотя ИИ может помочь индустрии, нужны гарантии защиты для работников моды, которые оказываются вне игры.
Споры вызвало и поведение самого Vogue. Журнал, который считается «верховным судом» модной индустрии, разрешил размещение этой рекламы. Это, по мнению критиков, является своеобразным признанием подобной практики как приемлемой.
Футурологи не исключают, что ИИ-аватары со временем станут обыденностью. Но есть вероятность, что общество оттолкнется от «нереальной красоты» — слишком уж очевидно, что это искусственно и недостижимо.