Мир охватила настоящая «матча-мания» – ярко-зелёный японский чай теперь можно найти везде: от латте в британском Starbucks до пончиков Krispy Kreme в Сингапуре. Видео с хэштегом #MatchaTok собрали десятки миллионов просмотров в соцсетях, что значительно подогрело интерес к напитку, передает BBC.
Рост популярности также связан с туристическим бумом в Японии после пандемии и ослаблением иены, сделавшим страну более привлекательной для туристов и усилившим спрос на японские товары.
Однако у этого ажиотажа есть и обратная сторона — из-за стремительного роста спроса и слабого урожая, вызванного аномальной жарой, в мире ощущается нехватка матча. В некоторых кафе США запасы, которых раньше хватало на месяц, заканчиваются за несколько дней. Поставщики вынуждены искать новые источники или ограничивать продажи.
Кроме жары, на ситуацию повлияли и новые американские пошлины на импорт японских товаров — на матча теперь действует налог в 15%, что ещё больше увеличивает цены.
Матча производится из особого сорта зелёного чая — тэнча. Листья выращивают в тени, затем медленно перемалывают на каменных жерновах. Всё это делает напиток дорогим и трудоёмким в производстве.
В регионе Киото, который даёт четверть урожая тэнча в Японии, жара привела к плохому сбору. А дефицит молодых фермеров только усугубляет ситуацию.
В городе Удзи — известном центре производства матча — магазины ограничили продажу: не более одной банки в руки. В Токио цены на чай в традиционных заведениях выросли уже на 30%.
На фоне дефицита в Японии набирает популярность движение за осознанное потребление: людей призывают не запасаться матча, не использовать дорогой продукт в кулинарии, а наслаждаться им в традиционном виде.
Тем временем Министерство сельского хозяйства Японии сообщает, что производство матча за последние 13 лет почти утроилось, а экспорт зелёного чая в 2023 году вырос на 25% — до 36,4 млрд иен (более 250 млн долларов).
Эксперты прогнозируют, что спрос останется высоким, но рынок постепенно стабилизируется — вероятно, в течение 2–3 лет.