Художественный музей Стеделейк в Амстердаме, владеющий самой большой вне пределов России коллекцией работ Казимира Малевича, намерен отказаться от использования термина «Русский авангард». Как сообщает BBC, теперь искусствоведы будут использовать формулировки «авангардные круги Москвы и Санкт-Петербурга» или «авангардное движение царской России и раннего СССР».
Как рассказали в музее, с середины 2022 года Стеделейк описывает Малевича как родившегося в украинской столице Киеве от родителей польского происхождения, когда город был частью Российской империи. Когда это необходимо, музей указывает, что он работал в Киеве, Москве, Ленинграде и Витебске.
В расширенных текстах, где есть описания места рождения, работы и смерти художников, а в некоторых случаях национальность, музей будет называть Малевича «украинским художником».
Похожие ревизии проводят у себя и другие крупные мировые музеи. Музей Метрополитен в Нью-Йорке, в чьей коллекции есть работы Ильи Репина, Архипа Куинджи и Ивана Айвазовского, раньше называл этих художников русскими. Теперь Метрополитен указывает их этническую принадлежность и места работы. В случае с Айвазовским даже возник небольшой скандал, потому что он был этническим армянином, а музей сначала указал, что он был украинцем.
Русский авангард — устоявшееся название новаторского искусства начала ХХ века в царской и постреволюционной России (1910-е — 1920-е годы). Казимир Малевич был одним из его самых ярких представителей.