В истории рынка серебра цены поднимались выше 40 долларов за унцию лишь несколько раз и на очень короткие периоды до прошлого года. В пятницу измученные трейдеры с удивлением наблюдали, как драгоценный металл обвалился на такую величину менее чем за двадцать часов, пишет Bloomberg.
В течение нескольких недель трейдеры по всему миру металлов ночами не отрывались от экранов: цены на все — от золота до меди и олова — как будто вырвались из-под действия фундаментальных факторов спроса и предложения, стремительно растущие на волне «горячих» денег от спекулянтов из Китая.
А затем — всего за несколько часов — ралли развернулось в одно из самых резких обвалов, которые когда-либо видели товарные рынки. Падение серебра на 26% в пятницу стало самым большим за всю историю наблюдений, тогда как золото потеряло 9% — худший день более чем за десятилетие. Трейдеры меди еще не оправились после внезапного скачка выше 14 500 долларов за тонну, который так же быстро сошел на нет.
«За всю мою карьеру это точно самое дикое, что я видел», — сказал Доминик Шперцель, руководитель трейдинга в Heraeus Precious Metals, одном из ведущих аффинажных заводов. «Золото — это символ стабильности, но такие движения — отнюдь не символ стабильности».
Хотя непосредственным триггером пятничного обвала стала новость о планах президента США Дональда Трампа выдвинуть Кевина Ворша на пост главы Федеральной резервной системы, что подтолкнуло доллар вверх, многие предупреждали, что рынки металлов перегреты и нуждаются в коррекции после недель непрерывного роста. Впрочем, скорость и масштаб падения были впечатляющими, особенно для такого крупного и ликвидного рынка, как золото.
Трейдеры металлов в Европе и США работали круглосуточно, стараясь не пропустить азиатскую торговую сессию, где происходили самые резкие движения, и даже отчаянно торговали во время дальних авиаперелетов. На крупнейшей в мире конференции нумизматов, которая проходила на прошлой неделе в Германии, руководители стояли, уставившись в телефоны, молча наблюдая за развитием кризиса.
«Параболический», «безумный» и «неторговый» — так описывала рынок в пятницу Ники Шилс, руководительница стратегии по металлам в MKS PAMP SA. По ее словам, январь 2026 года войдет в историю как «самый волатильный месяц в истории драгоценных металлов».
Ралли золота формировалось в течение нескольких лет, поскольку центральные банки наращивали резервы в качестве альтернативы доллару, а в прошлом году ускорилось из-за притока западных инвесторов в так называемую «сделку на обесценивание».
Однако в последние недели рост приобрел безумный темп, подпитываемый волной покупок со стороны китайских спекулянтов — от частных инвесторов до крупных фондов акций, которые вошли в товары. Вслед за ростом цен к ралли присоединились тренд-ориентированные товарные советники, еще больше «взвинчивая» рынок.
«Примерно три-четыре недели назад мы определили, что это превратилось в сделку на импульсе, а не на фундаментальных факторах», — сказал Джей Хетфилд, главный инвестиционный директор хедж-фонда Infrastructure Capital Advisors. «Мы просто ехали на этой волне, ожидая, когда произойдет нечто подобное».
На фоне опасений по поводу независимости ФРС и геополитических противостояний от Венесуэлы до Ирана ралли металлов стало символом растущего недоверия части инвесторов к доллару США. Когда восходящий импульс привлекал все больше покупателей, «золотая и серебряная лихорадка» охватила покупателей от Китая до Германии — в сценах, напоминающих 1979–1980 годы, единственный другой период в новейшей истории с такими драматическими ценовыми колебаниями.
«Мы распроданы по отдельным весовым слиткам на неделю вперед, и люди все равно покупают», — сказал Шперцель из Heraeus, отметив, что компания работает на максимальных мощностях, чтобы удовлетворить спрос. «Люди часами стоят в очередях у этих магазинов, чтобы купить продукцию».
Наиболее резкие движения наблюдались на рынке серебра — относительно небольшом рынке с годовым предложением стоимостью всего 98 млрд долларов по текущим ценам, по сравнению с 787 млрд долларов для золота.
В пятницу iShares Silver Trust — крупнейший биржевой фонд, обеспеченный серебром и известный под тикером SLV — зафиксировал более 40 млрд долларов оборота. Это сделало его одним из самых торгуемых инструментов в мире, тогда как еще несколько месяцев назад объемы редко превышали 2 млрд долларов.
Активность на рынке опционов, которые в последние годы стали особенно популярными среди розничных трейдеров, была не менее безумной. В сообществах Reddit, которые ранее подпитывали розничные «набеги» на серебро, появлялись посты о прибыли более 1000% от ставок на стремительный рост серебра. Крупнейшие ETF на золото и серебро зафиксировали рекордный открытый интерес и объемы торгов колл-опционами, а объем колл-опционов на SLV превысил показатели главного ETF, отслеживающего индекс Nasdaq 100.
Когда открытых колл-опционов много, это создает условия для «сквиза»: дилеры вынуждены хеджировать позиции, покупая базовый актив во время роста цен, что еще больше усиливает движение.
«Когда мы идем вверх, им приходится механически покупать все больше и больше», — пояснил Александр Кэмпбелл, бывший руководитель товарного направления в Bridgewater Associates. «Это и объясняет, почему мы так быстро взлетаем и так же быстро падаем».
Комментарий Трампа во вторник вечером о том, что доллар, находящийся под давлением, «чувствует себя прекрасно», спровоцировал финальный всплеск покупок металлов и подтолкнул цены к новым рекордам. К четвергу золото достигло 5 595 долларов за унцию, серебро — 121 доллара, а медь — 14 527,50 доллара.
Первые признаки разворота появились позже в четверг, когда доллар начал расти с открытием рынков США, а золото внезапно обвалилось — в один момент потеряв более 200 долларов за унцию примерно за десять минут.
Цены ненадолго стабилизировались, но впоследствии Bloomberg и другие СМИ сообщили, что Трамп планирует выдвинуть Ворша на пост главы ФРС. Если раньше азиатская утренняя сессия стабильно подталкивала цены вверх — к удивлению сонных европейских трейдеров, — то на этот раз китайские инвесторы зафиксировали прибыль. Так было посеяно семя пятничного драматического обвала.
«Китай продал — и теперь мы пожинаем последствия», — сказал Кэмпбелл.
Дальнейшее развитие событий снова может зависеть от Китая. Инвесторы будут внимательно следить за открытием торгов в Шанхае в воскресенье вечером по нью-йоркскому времени, чтобы понять, восстановится ли китайский спрос на металлы после шоковой распродажи. Дневной лимит колебаний цен в 16–19% для различных контрактов на серебро на китайских биржах означает, что шанхайским ценам, возможно, придется «догонять».
В то же время коррекция накануне Лунного Нового года — традиционного сезона покупок — может создать точку входа: розничные инвесторы, пропустившие ралли, могут решить войти в рынок. В Шуйбее — крупном центре торговли драгоценными металлами — напряженность на рынке серебра несколько уменьшилась, и в течение выходных, по словам трейдеров, продаж было больше, чем покупок.
В то же время признаков панических распродаж нет, а цены на серебро в Шуйбее все еще торгуются с премией к биржевым контрактам.
На фоне сохранения розничного интереса несколько китайских банков в пятницу объявили о новых мерах по снижению рисков, связанных с продуктами накопления золота для розничных клиентов, после серии подобных шагов в течение прошлого года.
China Construction Bank сообщил, что с понедельника повысит минимальный размер взноса и призвал инвесторов усилить осознание рисков, тогда как Industrial and Commercial Bank of China заявил о введении квот на сервис Ruyi Gold Savings в праздничные дни. Биржи также приняли ряд мер, которые могут сдержать общее ралли на мировых рынках металлов.
«Золото относительно сильное; за последние два дня я вижу много покупателей на падении, которые покупают ювелирные изделия и слитки перед Лунным Новым годом», — сказал Лю Шуньмин, руководитель по рискам у трейдера Shenzhen Guoxing Precious Metal Co. «В то же время в отношении серебра наблюдается сильное желание оставаться в стороне».