Украинские военные держат оборону на рубежах освобожденной Харьковской области и оккупированной Луганской области. Как там воюют минометчики — в репортаже DW.
«Мы стоим перед врагом, — указывая в направлении Сватово в оккупированной РФ Луганской области, говорит военный с позывным «Калина». — Наша задача — сдержать врага, не пропустить его вглубь Украины». Подразделение «Калины» базируется на востоке Харьковской области. Эта территория была освобождена от российской армии в сентябре прошлого года, однако по-прежнему остается линией фронта. Отсюда до позиций россиян на оккупированной Луганщине — менее трех километров.
«Сколько беды»
«Я никогда не думал, что попаду на войну», — пожимает плечами «Калина» — коренастый мужчина с густой бородой. Он — из Львовской области, там работал строителем. «Занимался кровлей, — уточняет, оглядываясь на разрушенные обстрелами дома. — Как смотрю на все это — сколько беды…»
После войны «Калина» планирует восстанавливать поврежденное жилье. «Уже расклеил здесь мои объявления», — шутит мужчина. В этом селе раньше жили почти две тысячи человек, а сейчас остаются не более двух сотен, говорит нам пожилой, нетрезвый мужчина — единственный гражданский, которого встречаем на улице. Услышав звук минометного обстрела — свист и взрыв, мужчина неспеша возвращается в свой уцелевший дом.
«Здесь соревнуются артиллерии»
«Пока на нашем направлении враг наступать не собирается, — успокаивает «Калина» и добавляет, что «здесь соревнуются артиллерии. Наша артиллерия пытается не пропустить их вперед. А их — найти нашу». На войне мужчина получил специальность минометчика. «На этом участке фронта миномет — самый большой калибр, — говорит «Калина». — Он поражает живую силу и легкобронированную технику».
Под живой силой он подразумевает российских военных, базирующихся в наблюдательных пунктах. «Это такие блиндажи, откуда противник ведет за нами наблюдение. Мы пытаемся их поразить и отодвинуть — лишить противника глаз», — объясняет «Калина».
Получив от разведчиков информацию о расположении таких пунктов, минометчики проводят расчеты и подбирают места, откуда можно их поразить. В одно из таких мест отправляемся вместе с военными, которыми командует «Калина». Идем по лесу с крутыми склонами, покрытыми снегом. Когда пролетает очередная мина, падаем в сугробы. Все вокруг залито солнцем, но военные этому не радуются — в такую погоду они становятся заметнее для российской аэроразведки.
«Такая у нас война»
На месте, на фоне поля с почерневшими подсолнухами, военные устанавливают минометы. «Калина» отдает команду о начале огня — раздается ряд оглушительных взрывов. Военные отворачиваются от минометов, пригибаясь и закрывая уши ладонями. В коротком перерыве один из минометчиков зажигает сигарету. Он не успевает докурить, как «Калина» командует: «Конец огня». Военные торопливо собираются и исчезают в лесу.
На этом месте минометчики не должны задерживаться ни минуты. Российские военные могут вычислить их расположение и открыть ответный огонь. Выйдя из леса, минометчики прыгают в машину. От их одежды в воздух поднимается порох и еще несколько секунд висит в лучах садящегося солнца. Уже в дороге слышим, как сзади падает российская мина.
«Чтобы поразить противника, мы подходим очень близко. Мы подвергаем себя опасности, — сетует «Калина». — Нам не хватает минометов большого калибра. Чтобы мы могли работать более безопасно, из укрытия».
«Ощущаем, что уже устали, — признается «Калина» и добавляет с улыбкой: «Вечером, как ложимся, чувствуем усталость. А утром — уже не чувствуем. Такая у нас война. Должны отбить свое».