Лонгриды

FT: Украина пытается набрать новых солдат на фоне роста дезертирства

Минометчик 24 бригады под Часовым Яром / Фото 24 ОМБр имени короля Данила
Минометчик 24 бригады под Часовым Яром / Фото 24 ОМБр имени короля Данила

За первые 10 месяцев этого года дезертировало больше украинских солдат, чем за предыдущие два года войны, что свидетельствует о том, что Киев пытается пополнить свои ряды на передовой, пока Россия захватывает все новые территории на востоке Украины, пишет Financial Times.

В конце октября сотни пехотинцев, служивших в 123 бригаде Украины, покинули свои позиции в восточном городе Угледар. Они вернулись в свои дома в Николаевской области, где некоторые из них устроили редкий публичный протест, требуя больше оружия и обучения.

«Мы прибыли [в Угледар] с одними автоматами. Сказали, что будет 150 танков, а было 20… и прикрыть нас нечем», — сказал офицер 123-й бригады, говоривший на условиях анонимности.

С января по октябрь этого года украинские прокуроры возбудили 60 000 дел против солдат за самовольное оставление позиций — почти вдвое больше, чем в 2022 и 2023 годах вместе взятых. В случае признания виновными им грозит тюремное заключение сроком до 12 лет.

По данным местных властей, некоторые из дезертиров 123-й бригады уже вернулись на фронт, другие скрываются, а некоторые находятся в предварительном заключении.

Мужчинам призывного возраста запрещено покидать Украину, но некоторые воспользовались возможностью быть отправленными в зарубежные тренировочные лагеря в странах-союзниках, чтобы дезертировать, находясь за границей. В среднем каждый месяц около 12 человек сбегают с военных сборов в Польше, сообщил на условиях анонимности один из сотрудников польской службы безопасности.

Всплеск дезертирства еще больше усугубляет и без того тяжелую ситуацию для Киева. С лета преимущество России в живой силе позволило ей захватить больше территории быстрее, чем когда-либо с 2022 года.

В то же время неспособность Украины ротировать солдат в тылу и давать отдых уставшим от боев войскам привела к потерям и отпугнула тех, кто в противном случае мог бы быть призван в армию, говорят военные аналитики.

Офицер 123 бригады рассказал Financial Times, что за три года войны в его подразделении не было ни одной ротации. Обычно они состоят из четырех недель, в течение которых солдаты возвращаются на свою базу, чтобы отдохнуть, потренироваться с новобранцами и починить поврежденное оборудование.

«Угледар никому нахрен не нужен, — сказал он. Город превратился в руины более года назад, поэтому не было причин подвергать своих людей опасности, защищая его, сказал он. «Они просто убивают их, вместо того чтобы дать им возможность реабилитироваться и отдохнуть».

Мнение офицера разделяют десятки солдат в Николаевской и Запорожской областях, которые рассказали FT, что они измотаны, расстроены и борются с проблемами психического здоровья. По их словам, хотя украинские граждане не хотят, чтобы их страна капитулировала, многие из них также не готовы воевать.

Хотя вооруженные силы Украины насчитывают около 1 млн человек, только около 350 000 принимают участие в боевых действиях. Изможденные бойцы — как пехотинцы, так и штурмовики — составляют большинство случаев дезертирства, говорит чиновник генерального штаба Украины.

Из-за огромного количества дезертиров правоохранительным органам практически невозможно контролировать ситуацию. Чтобы стимулировать мужчин возвращаться на свои позиции, 21 ноября парламент Украины проголосовал за ослабление правил, позволяющих снимать обвинения с тех, кто впервые совершил дезертирство и впоследствии вернулся в свои части.

Вадим Ивченко, депутат парламентского комитета по обороне, говорит, что около 20 процентов дезертиров возвращаются. В одной из бригад рассказали, что получили несколько сотен ответов после того, как ввели чат-бот, с помощью которого дезертиры могли вернуться на службу.

В связи с быстрым продвижением России на восточном фронте аналитики предупреждают, что Украина теряет территорию, которую, возможно, не сможет вернуть в ближайшее время.

Институт изучения войны подсчитал, что в 2024 году Россия захватит 2700 кв. км, в то время как в прошлом году эта территория составляла всего 465 кв. км. Равнинная местность в некоторых районах помогает московским войскам, как и отсутствие украинских укреплений.

В ближайшие три месяца власти Украины намерены призвать в армию еще около 160 000 человек. Однако представители ТЦК завоевали в Украине плохую репутацию, после того как несколько человек были засняты на видео, избивающими и таскающими мужчин, а военно-врачебные комиссии утверждают сомнительные отсрочки в обмен на взятки.

В понедельник министр обороны Украины Рустем Умеров заявил, что он намерен положить конец принудительному призыву, включая так называемую «бусификацию», когда сотрудники военкоматов собирают незарегистрированных мужчин на улицах в автобусы. Он пообещал перейти к добровольному призыву, позволив мужчинам самим выбирать бригаду и работу, чтобы у людей «был выбор».

Союзники, включая США и Великобританию, призвали Украину снизить призывной возраст с 25 лет и набрать больше мужчин.

Официальный представитель США заявил, что Вашингтон хочет, чтобы Киев снизил призывной возраст до 18 лет. «Простая истина заключается в том, что Украина в настоящее время не мобилизует и не обучает достаточное количество солдат, чтобы восполнить потери на поле боя и при этом не отставать от растущей российской армии», — заявил американский чиновник.

В этом месяце премьер-министр Украины Денис Шмыгаль объявил, что те, кто не заплатил налоги, первыми получат уведомления о призыве. Солдаты быстро отметили, что это сообщение предполагает, что защита их страны является формой наказания.

Богдан, солдат, который потерял руку в прошлом году и теперь работает армейским водителем между тылом и линией фронта под Днепром, говорит, что многие украинцы отгораживаются от войны и забывают о жертвах, которые приносит армия, чтобы обеспечить их безопасность.

«Они забывают, что именно благодаря вооруженным силам Днепр может дышать», — сказал Богдан. Он сказал, что не возражает против того, чтобы гражданские развлекались, пока у армии «есть все необходимое». А мы должны ходить и просить — беспилотники, очки ночного видения, деньги на ремонт наших машин».

У тех украинцев, которые потеряли близких на войне, желание других людей жить нормальной жизнью вызывает негодование.

«Я даже слышать не хочу, что обычные люди устали», — говорит Наталия Логинович, у которой весной погиб брат, служивший в 123 бригаде. «Они [солдаты] устали, а не мы».


Теги:

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling