Хочешь жить — копай, — это пословица, по которой живут украинские солдаты с момента полномасштабного вторжения России два года назад. Чем глубже их окопы, тем лучше они защищены от взрывов шрапнели и пуль снайперов.
«Это до сих пор так, — говорит Евгений, солдат на восточном фронте. «Но сейчас, если мы не хотим потерять еще больше нашей земли, мы должны копать, копать и копать».
Как пишет Financial Times, оккупационные войска РФ пользуются тем, что в Украине уменьшаются запасы артиллерии и боеприпасов, тогда как Вашингтон медлит с предоставлением критически важной военной помощи, а ЕС в то время пытается заполнить этот пробел.
Но отсутствие в Украине надежных, эшелонированных оборонительных линий является еще одной причиной того, что российская армия смогла продвигаться вперед и захватывать меньшие участки территории вдоль 1000-километровой линии фронта.
Ранее в этом месяце президент Украины Владимир Зеленский заявил, что до конца весны Украина построит новые укрепления вдоль линии обороны общей протяженностью 2000 км. В среду он посетил место на севере Сумской области, чтобы проверить ход строительства.
«Я осмотрел окопы, блиндажи, огневые и командно-наблюдательные пункты», — сказал он, показав видео, на котором он посещает новые сооружения. «Строительство укреплений продолжается», — добавил он.
Отсутствие укрепленных оборонительных сооружений вокруг Авдеевки особенно беспокоило многих в Украине, поскольку город стал мишенью российских войск еще в 2014 году и с тех пор за него идут бои.
Украинские военные, аналитики и журналисты критиковали руководство Украины за то, что они не смогли лучше подготовить укрепления для своих войск, чтобы те могли отступить, когда россияне усилили контроль над Авдеевкой.
«Где вторая линия обороны?» — спрашивали Константин и Влада Либеровы, известные украинские фотографы, которые находились в Авдеевке.
Валентин Бадрак, директор киевского Центра исследований армии, конверсии и разоружения, сказал, что украинское военное руководство демонстрировало «определенную эйфорию» и считало, что западная поддержка «никогда не прекратится», что позволит им продвигаться вперед — поэтому строительство укреплений за линией фронта не считалось необходимым.
Приказ о строительстве новых, более сильных оборонительных сооружений должен был поступить в конце 2022 года, в начале «безумного давления на Бахмут», сказал Бадрак, имея в виду восточноукраинский город.
Военные эксперты и украинские солдаты, которые описывают эту битву как «мясорубку», утверждают, что длительная оборона Бахмута истощила критические ресурсы накануне контрнаступления летом 2023 года, которое оказалось неудачным.
Эта неудача, а также острая нехватка боеприпасов и живой силы и отсутствие эшелонированных оборонительных линий, позволила московской армии перехватить инициативу.
Однако с ноября Киев спешит строить новые укрепления, чтобы не дать своему большему и лучше оснащенному врагу захватить больше территории — Россия сейчас оккупировала около 20 процентов территории Украины.
Новая рабочая группа в Министерстве обороны Украины координирует строительство. Фортификационные сооружения на первой линии обороны возводятся военными частями, дислоцирующимися в этом районе, а на второй и третьей линиях — Государственным агентством по реконструкции и развитию инфраструктуры с привлечением частных подрядчиков.
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что в этом году на строительство фортификационных сооружений было выделено более 30 млрд гривен (около $800 млн).
Но строительство началось только в феврале, примерно тогда, когда генерал-полковник Александр Сырский был назначен новым главнокомандующим Вооруженных сил и объявил, что Украина перешла от наступательных действий к «активной обороне».
Эта новая стратегия означает, что Киев стремится удержать свои позиции, в то же время ища слабые места врага.
В прошлом месяце западные чиновники заявили Financial Times, что стратегия «активной обороны» также позволит Украине нарастить свои силы в этом году и подготовиться к 2025 году, когда у нее может появиться больше шансов на контрнаступление.
Ранее в этом месяце Зеленский заявил, что основное внимание укреплений сосредоточено на горячих точках на линии фронта, включая Авдеевку, Бахмут и Лиман в Донецкой области, Купянск в Харьковской области и Роботино в Запорожской области.
На всех этих участках гудят экскаваторы, а рабочие заняты установкой различных сложных заграждений и минных полей, которые будут использованы в случае прорыва российских войск. Бетонные «зубы дракона», противотанковые рвы и змеевидные системы траншей с бетонными блиндажами существенно замедлят продвижение врага.
«Мы строим там, где враг легко продвигался в 2022 году», — сказал Ярослав Слесаренко, начальник управления строительства Черниговской областной администрации.
Вспоминая изнурительные 38 дней осады Чернигова в 2022 году, Александр Ломако, который был заместителем мэра северного города, а сейчас исполняет обязанности мэра, отметил, что было крайне важно строить оборонительные сооружения не только на нынешней линии фронта, но и в районах, приближенных к российской границе.
«В те дни мы были почти в окружении. Ежедневно нас обстреливали. Мы жили без воды, без электричества, без отопления», — сказал он.
Бюджет Черниговской области на оборону в 2023 году составлял около $7,6 млн, сказал Слесаренко. Но в этом году она уже получила около $20,5 млн на строительство первой линии новых фортификационных сооружений, которая будет завершена до конца весны, сказал он. Еще больше средств будет выделено на вторую фазу позже в этом году, в результате чего общая сумма расходов на оборону только в Черниговской области до 2024 года составит около $40,7 млн.
Эти новые оборонительные сооружения похожи на российские укрепления, построенные в конце 2022 и в начале 2023 года, которые сорвали широко разрекламированное контрнаступление Украины.
Только после неудачной попытки прорвать эти укрепления в прошлом году Украина «убедилась, что нам стоило бы сделать что-то подобное», — сказал военный обозреватель Евгений Дикий.
Дмитрий Лиховий, представитель военных на востоке, сообщил, что некоторые из этих новых оборонительных сооружений строятся в районе к западу от Авдеевки, где украинские войска были вынуждены отступить и сейчас окопаются, чтобы сдержать наступающие силы России.
На склоне холма к западу от Бахмута, по словам Ильи Евлаша, представителя украинского военного ведомства, также укрепляется стратегический город Часов Яр. В случае захвата, Часов Яр стал бы для российских войск плацдармом для нападения на важные города-гарнизоны Славянск, Краматорск и Константиновку.
Впрочем, эксперты говорят, что проблемы России менее серьезные, чем у Украины, поскольку она сохраняет преимущество как в живой силе, так и в вооружении.
Генерал-лейтенант Александр Павлюк, недавно назначенный командующим Сухопутными войсками Украины, заявил, что Россия бросает в бой недавно мобилизованных солдат без какой-либо подготовки к западу от Авдеевки, а также в районе Лимана и Купянска на севере, чтобы разгромить украинские войска.
«Жестокие бои происходят каждый день, но наши ребята держатся, — сказал он. «Я думаю, что в ближайшее время мы стабилизируем ситуацию и сделаем все, чтобы … перехватить инициативу».