Покровск под угрозой, поскольку Киев не может выделить войска для его защиты, заявляют бойцы и эксперты.
В то время как в этом месяце российские войска все глубже продвигались в изрядно потрепанный украинский опорный пункт Покровск, видные деятели военных и гражданских кругов Украины обратились к своему руководству с призывом отступить, пока не стало слишком поздно, пишет Financial Times.
«Несмотря на официальную браваду, ситуация более чем сложная и неконтролируемая», — написал в Facebook бывший замминистра обороны Виталий Дейнега, основатель украинского фонда поддержки военных «Вернись живым». Украинским войскам, заявил Дейнега 4 ноября, «нужно покинуть эти города, пока это возможно».
Дейнега — один из многих, утверждающих, что ситуация в городах Покровск и Мирноград, в которых до вторжения проживало около 100 000 человек и которые до прошлого года служили логистическим центром для военных, достигла точки невозврата.
По словам бойцов и экспертов, непосредственная угроза Покровску и Мирнограду, которые в случае захвата могут стать плацдармом для дальнейшего продвижения России, во многом обусловлена трудностями Украины с набором достаточного количества живой силы. Силы Киева всё больше растягиваются вдоль 1000-километровой линии фронта.
Артем Карякин, украинский военнослужащий, воюющий в этом районе, сказал: «Всего этого можно было бы избежать, если бы у нас было больше людей и сотни, если не тысячи, баллистических ракет… Вероятно, для освобождения города такого размера потребовалось бы огромное количество людей, и я не думаю, что сейчас таковые имеются».
Российские войска сумели закрепиться в глубине прифронтового города и нанесли непрерывный удар с помощью беспилотников по сужающемуся украинскому коридору, чтобы помешать войскам Киева пополнять запасы.
Город-спутник Мирноград находится «под угрозой оперативного окружения», написала в субботу группа по мониторингу войны DeepState.
Неспособность военных предотвратить ползучее проникновение России в город выявила дисбаланс в численности Киева с Россией, которая смогла пополнить свои передовые силы добровольцами, привлеченными значительными финансовыми стимулами, несмотря на тяжелые потери.
Выступая по украинскому телевидению, главком ВСУ Александр Сырский заявил, что ситуация в городе «в целом под контролем», поскольку интенсивность российских атак в городе снизилась. «Конечно, есть план Б и план С, на все случаи жизни», — сказал он.
В октябре российским пехотным подразделениям удалось прорвать украинскую оборону и закрепиться в подвалах высотных зданий, несмотря на практически постоянные удары украинских беспилотников.
Президент Украины Владимир Зеленский сообщил журналистам, что в город вошли 314 российских военных. В конце октября он называл цифру около 200.
Украина долгое время испытывала трудности с пополнением передовых бригад путем призыва трудоспособных мужчин в возрасте от 25 до 60 лет. Каждый километр линии фронта в среднем охраняют всего четыре-семь украинских пехотинцев, заявила Мария Берлинская, волонтер, имеющая тесные связи с военными.
Киев также столкнулся с ростом числа дезертирств. По данным украинской прокуратуры, в октябре было возбуждено почти 20 000 дел о самовольной отлучке и дезертирстве, что является самым высоким месячным показателем в этом году.
Значительное число недавно мобилизованных солдат дезертирует задолго до прибытия в свои части, сообщил FT один из военных чиновников. «В результате численность сухопутных войск не увеличивается, а сокращается», — заявил Конрад Музыка, директор польской компании Rochan Consulting, отслеживающей конфликт. «Плотность украинских сил уже настолько мала, что некоторые участки фронта фактически охраняются только беспилотниками».
Нехватка людей вынуждает украинских командиров делать все более трудный выбор.
Российские войска приблизились к Покровской агломерации в конце лета 2024 года. Однако в течение нескольких месяцев их продвижение оставалось медленным, поскольку украинские расчеты беспилотников наносили удары по небольшим штурмовым группам.
Отряды легковооруженных российских пехотинцев попытались продвинуться в сам город в июле, но в конечном итоге были отбиты благодаря закаленным в боях украинским подразделениям.
Однако в августе несколько таких подразделений были отправлены на 20 км к северу, чтобы остановить внезапное российское наступление глубиной 15 км, которое угрожало обойти ряд городов, имеющих решающее значение для обороны Донецкой области.
«А в Покровске не было таких групп противодействия проникновению», — сказал военный аналитик Роб Ли. В то же время российское наступление в направлении Покровска позволило Москве развернуть элитные подразделения беспилотников, которые атаковали въезжающие и выезжающие транспортные средства, истощая немногочисленные оставшиеся украинские силы.
В конце октября в Покровск вновь были направлены подразделения спецназа Сухопутных войск Украины, СБУ и военной разведки. Однако украинский офицер, дислоцированный недалеко от Покровска, сообщил FT, что эти подразделения, вероятно, были развернуты слишком поздно, чтобы существенно изменить ситуацию.
Украина не спешит решать проблему нехватки личного состава путём призыва большего количества мужчин. Вместо этого она стремится увеличить число добровольцев и больше полагаться на элитные подразделения беспилотников.
В этом году Киев запустил годичный контракт с финансовыми поощрениями для привлечения мужчин в возрасте от 18 до 24 лет, освобожденных от призыва, и продлил амнистию для дезертиров, вернувшихся в армию.
Зеленский также заявил, что всем военнослужащим будут предложены новые краткосрочные военные контракты сроком от одного до пяти лет — давнее требование солдат, срок мобилизации которых не определен, и которые в некоторых случаях воюют с 2022 года.
Однако эти меры либо не дали ожидаемых результатов, либо еще не начали действовать. Министр обороны Денис Шмыгаль заявил, что новые контракты будут доступны в начале следующего года.
Существуют также опасения, что настойчивые попытки Киева удержать Покровск, несмотря на ухудшающуюся ситуацию, могут привести к судьбе прежних украинских опорных пунктов: хаотичному и кровавому отступлению под огнем.
«У меня есть опасения, что, если не провести правильное управление битвой за Покровск, она может повлиять на восприятие вооруженных сил», — сказал Музыка из Rochan Consulting. «Если люди увидят повторение событий в Бахмуте, Авдеевке или Угледаре, у них не будет мотивации присоединяться, из-за страха оказаться в такой же ситуации».