FT: Кто в России зарабатывает на фейковом “восстановлении” разрушенного Мариуполя

Российские оккупанты хотят скрыть следы своих преступлений в захваченном Мариуполе Донецкой области и показать, что «восстанавливают» город, но «реальность сильно отличается от пропаганды», — об этом идет речь в расследовании Financial Times. Мариупольцы живут в полуразрушенных домах и протекающих квартирах, пока российские бизнесмены зарабатывают на многомиллионных контрактах.

Житель Мариуполя, строитель Максим (имя изменено) рассказал журналистам, что российская компания Р-Строй начала «работы» в его доме в октябре 2022 года. Тогда было ветрено и шли сильные дожди, но «рабочие» компании все равно вынесли большую часть окон, и квартиры заливало водой. Новые окна, которые привезли через месяц, оказались неподходящего размера. «Рабочие» установили их вверх ногами или так, что они выступали из стен. Отопления в доме не было до конца февраля, большая часть мебели в квартирах не выдержала, полы вздулись и прогнулись. Спустя почти год после начала «работ» жители все еще боролись за то, чтобы Р-Строй отремонтировал их здание и исправил ущерб, нанесенный их же «строителями», пишет FT.

Компания Р-Строй — одна из фирм, которые получили контракт на «восстановление» разрушенного россиянами города. Она была создана в мае 2022 года — сразу после российского захвата Мариуполя.

FT описывает, как Россия разрушала Мариуполь и совершала военные преступления, в частности, нанеся удар по драматическому театру, в котором укрывались гражданские, и по роддому с беременными. Другие российские преступления могут остаться нераскрытыми, потому что правоохранители не могут попасть в город, а оккупанты пытаются замести следы. Украинский омбудсмен Дмитрий Лубинец отмечал, что Россия пытается уничтожить все доказательства своих военных преступлений в Мариуполе.

Страна-агрессор анонсировала «мастер-план» Мариуполя, который, как утверждалось, разработали министерство строительства и московский Единый институт пространственного планирования, за две недели до выхода защитников города с Азовстали. «План» обещал «развитие» разрушенного россиянами города в 2022—2035 годах, в частности, «восстановление зданий в историческом центре», «трамвайную и автобусную сети», «велосипедную инфраструктуру» и так далее. Как пишет FT, документ россиян основывался на устаревших украинских планах, созданных до 2016 года, и не учитывал изменений, произошедших за это время.

«За годы, предшествовавшие [полномасштабной] войне, город упорядочил бюрократическую систему, инвестировал в сферу услуг и инфраструктуру и создал новые общественные пространства. Мариуполь стал значительно более современным и европейским, хотя многое еще предстояло сделать. Украинский мэр Мариуполя Вадим Бойко, который сейчас находится в изгнании, говорит: „Русские тащат нас обратно в советские времена“», — сказано в статье.

Российские пропагандисты транслировали якобы «восстановление» Мариуполя, а оккупанты хвастались празднованием дня победы и поездками детей в зоопарк. Но FT отмечает, что россияне, которые хвастались «новыми» школами и детскими садами, на самом деле открывали построенные и практически законченные украинцами объекты. Даже новые автобусы и трамваи с надписью Мариуполь и Санкт-Петербург — города-побратимы оказались украинскими — власти купили их незадолго до начала полномасштабного вторжения.

Из-за нехватки водителей транспорт в захваченном городе ходил с перебоями, отопления в салонах не было, и пассажиры жаловались, что зимой на улице теплее, чем в автобусе, добавил Бирюков. К тому же оккупанты проложили трамвайные маршруты без учета того, куда нужно ехать жителям города.

Гендиректор Transparency International в России Илья Шуманов отметил, что многие чиновники, отправленные в Мариуполь — малоопытные представители «самой нижней ступени карьерной лестницы» чиновничества в стране-агрессоре, а строительные компании — зачастую «люди, связанные с чиновниками, а не светила строительного мира».

Николай Трифонов, который возглавлял управление капитального строительства в Мариуполе, отметил, что адекватные строительные работы занимают не два-три месяца, которые ушли у россиян на завершение строительства некоторых многоквартирных домов. По его словам, на застывание бетона отвели всего неделю, а не три недели, и это приведет к структурным проблемам через два-три года.

Опубликованные в соцсетях видео демонстрируют, что мариупольцы живут в нечеловеческих условиях, а российская «реконструкция» только усугубила ситуацию. При этом большинство людей в оккупации боятся высказываться открыто, поэтому эти рассказы мариупольцев, скорее всего, только «верхушка айсберга», сказал Шуманов.

В расследовании FT сказано, что контракты, заключенные с такими компаниями, как Р-Строй, от имени минстроя России администрирует полугосударственная организация под названием Единый заказчик. Судя по документам, в 2024—2026 годах Единый заказчик должен получить 445 млрд рублей (5 млрд долларов) на распределение среди субподрядчиков, которые якобы должны заниматься «восстановлением» разрушенной российскими войсками инфраструктуры. В документах указано, что во второй половине 2022 года Р-Строй получил 37 млн долларов — одна из 22 компаний, которым, как утверждается, выделили деньги.

Журналисты FT нашли в Мариуполе 55 проектов, в которых участвует Р-Строй. Среди них — «реконструкция» стадиона Ильичевец, двух университетских кампусов и десятков жилых домов на левом берегу.

Жильцы домов, «восстановлением» которых должна заниматься компания, жалуются на отсутствие плана работ, квалифицированного персонала и собственно ремонта.

Один мариуполец рассказал, что его 12-этажный дом ждал начала работ 483 дня. Как пишет FT, более десяти жителей дома погибли в результате российских обстрелов. Соседи вынесли и закопали тех, кого смогли, но большинство тел остались похоронены под строительными конструкциями и пролежали там до конца мая, разлагаясь, сказал мужчина. В октябре 2022 был проведен «осмотр дома», в ноябре — сделаны «замеры» для замены окон, но к зиме 2023 года компания так и не приступила к восстановительным работам. Люди были вынуждены жить без отопления, с замерзшими трубами, затопленной канализацией и дырами в бетоне от артиллерийских ударов.

Ремонтные работы «иногда проводились», но зачастую были неполноценными или некачественными, пишет FT. При этом в паспорте объекта сказано, что «реконструкцию» дома должны были закончить ко второму кварталу 2023 года. «Капитальная реконструкция» началась в прошлом июне и до сих пор продолжается, сказано в статье. Строитель из Мариуполя, который работал в компании, сказал, что проблемы с Р-Строем носят системный характер.

Основатель Р-Строя Константин Нуриев прислал журналистам, как утверждается, копии «22 рукописных писем от жильцов 15 многоквартирных домов в Мариуполе с благодарностью за работу», достоверность которых FT не смогло проверить.

Другие жители Мариуполя вынуждены доказывать, что являются владельцами квартир, в которых жили до начала полномасштабного вторжения, сказано в материале. Одна женщина рассказала, что ее заставили получать «справки» в недавно открытых оккупантами «судах», чтобы подтвердить право собственности. Некоторые владельцы квартир в историческом районе Мариуполя с видом на море обнаружили, что их дома снесли, а на их месте построили элитное жилье. Российские компании рекламируют «люксовые» квартиры в этих домах, а изначальным владельцам предлагают жилье на окраине города.

«Сегодня большое событие… Квартиры передают новым жильцам… но не настоящим», — говорил мариуполец на опубликованном в Сети видео с новым жилым комплексом в центре захваченного россиянами города.

Другая женщина сказала FT, что два года боролась за то, чтобы сохранить свой дом, и проиграла — «все квартиры проданы».

FT выяснило, что Р-Строй связан с российским фармацевтическим гигантом Р-Фарм, основанным миллиардером Алексеем Репиком, хотя сам он связь отрицает. Среди владельцев фирмы — бывший заместитель губернатора сибирского Ханты-Мансийского автономного округа Николай Милькис, Иван Сибирев, который до этого занимался ресторанным бизнесом и газовой отраслью, Константин Нуриев и Валерий Золотухин (гендиректор компании по строительству больниц Пэтруско, владелица которой — мать Репика).

Репик находится под санкциями Великобритании за «тесные рабочие отношения с Путиным». Санкции против него также ввела Канада, но не США или ЕС. Ни сама компания, ни ее владельцы сейчас не под санкциями.