Первый комиссар ЕС по обороне хочет заставить страны запасать минимальное количество боеприпасов и других материалов, утверждая, что это лучший способ усилить оружейную промышленность блока, чтобы подготовить ее к войне, пишет Financial Times.
Андрюс Кубилюс, который займет эту должность в этом году, если Европейский парламент одобрит его кандидатуру, заявил, что ЕС должен быть готов к нападению России в течение нескольких лет.
Он сравнил свой план с аналогичными договоренностями по природному газу, согласно которым страны должны хранить запасы и делиться ими с нуждающимися соседями.
“Почему у нас нет критериев, называемых военной безопасностью, чтобы хранить такое-то и такое-то количество артиллерийских снарядов и других продуктов… скажем, пороха [взрывчатых веществ]?”
«Вы создаете добавленную стоимость для безопасности государств-членов, но, кроме того, вы создаете постоянный спрос на продукцию, что является самой большой проблемой для оборонной промышленности. Им не хватает стабильных долгосрочных заказов на производство».
ЕС попытался увеличить производство оружия после того, как Украина была вынуждена рационировать снаряды и ракеты, пытаясь сдержать российские наступательные действия.
Финляндия, сосед России, — одна из немногих стран-членов ЕС, обладающих большими запасами оружия, в то время как в немецкой армии, как писали в 2022 году СМИ, боеприпасы закончатся после двух дней боев.
Кубилюс сказал, что у него нет желания дублировать роль НАТО. Официальные представители альянса, в котором доминируют США, критикуют альтернативный набор стандартов оснащения и закупок ЕС.
В марте ЕС выделил 500 млн евро в рамках Акта о поддержке производства боеприпасов (ASAP), чтобы увеличить производственные мощности до 2 млн снарядов в год к концу 2025 года.
Кубилюс, бывший премьер-министр Литвы, сказал, что это уже улучшение по сравнению с ежегодным лимитом в 300 000 снарядов, когда Россия атаковала Киев в 2022 году. Но необходимо еще больше, сказал он. «Если я не ошибаюсь, мы все еще отстаем от русских».
Председатель Комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что блоку необходимо потратить 500 миллиардов евро, чтобы восполнить недостаток расходов на оборону с момента окончания холодной войны в 1990-х годах.
Она дала Кубилюсу 100 дней после вступления в должность, чтобы подготовить белую книгу по оборонной стратегии. По ее словам, она должна включать в себя европейский воздушный щит, который обойдется в сотни миллиардов евро, и систему киберзащиты.
Кубилюс хочет, чтобы страны-члены ЕС совместно занимали деньги на эти цели, но против этой идеи пока выступают Германия и Нидерланды, вносящие значительный вклад в бюджет.
Он также наметит другие проекты, представляющие общий интерес, которые могли бы получить финансирование ЕС, включая способы стимулирования компаний оборонной промышленности к совместной трансграничной работе.
Тенденция различных европейских правительств отдавать предпочтение своим собственным национальным производителям привела к распространению различных моделей танков, артиллерийских орудий и боевых машин, что снижает эффективность.
По словам Кубилюса, чтобы привлечь частные деньги, ЕС должен изменить правила инвестирования, чтобы классифицировать расходы на оборону как устойчивые.
Он также сказал, что хотел бы более тесно сотрудничать с производителями оружия Украины, поскольку беспилотники и ракеты изменили современное поле боя. «У них есть реальный опыт», — сказал он.
Кубилюс предупредил, что нельзя терять время, сославшись на оценку Германии, согласно которой Россия может быть готова напасть на одного из членов ЕС к 2029 году.
ЕС рыщет по всему миру в поисках оружия для отправки в Украину. Чешская Республика возглавляет усилия по закупке 300 000 артиллерийских снарядов.
Кубилюс сказал, что промышленные планы ЕС могут включать Великобританию, которая вышла из блока.
«Мы считаем Великобританию частью Европы», — сказал он. «Демократические европейцы должны быть как можно более едины. Я вижу опасность в нашей слабости… и у Путина может возникнуть соблазн поискать дополнительные приключения».
«Но китайцы тоже наблюдают. Китайцы сделают один простой вывод. Запад очень слаб. Несмотря на то, что совокупная экономическая мощь Запада в 25 раз превышает российскую, мы не можем победить. В чем же причина? Это вопрос политической воли».