В Европейском Союзе снова обсуждают, как ускорить принятие решений в сфере внешней политики, где большинство шагов требует единодушия. В течение последних лет Венгрия неоднократно блокировала инициативы, направленные на поддержку Украины и усиление давления на Россию, что вызывало растущее раздражение среди государств-членов.
Как сообщает Bloomberg, группа из около десяти стран изучает правовые механизмы, которые позволили бы вместо единодушия принимать решения квалифицированным большинством. Соответствующий документ был разослан членам ЕС накануне неформальной встречи министров иностранных дел в Копенгагене.
Идею более широкого применения голосования большинством еще в 2024 году продвигал бывший премьер Италии и экс-глава Европейского центробанка Марио Драги в своем отчете о будущем конкурентоспособности ЕС. Ее поддержали также нынешний президент ЕЦБ Кристин Лагард и ряд влиятельных политиков. Аргумент в том, что более быстрые решения необходимы на фоне обострения глобальной конкуренции, чтобы избегать ситуаций, когда одна страна способна заблокировать инициативы, которые поддерживает остальной блок.
Венгрия систематически выступает против шагов в отношении Украины — от выделения финансирования до продвижения процесса вступления страны в ЕС. В пятницу Будапешт отказался подписать заявление с осуждением российских обстрелов, которые на этой неделе унесли жизни 25 человек и повредили представительство ЕС в Киеве.
Кроме того, глава европейской дипломатии Кая Каллас раскритиковала Будапешт за блокирование фонда в 6,6 млрд евро, предназначенного для возмещения странам-членам стоимости переданного Украине оборудования. По ее словам, после разблокирования эти средства можно будет использовать и на закупку американской техники для Киева в рамках инициативы под эгидой НАТО.
«Сегодня все страны поднимали вопрос разблокирования. Вы можете не участвовать, но дайте другим двигаться вперед», — подчеркнула Каллас, добавив, что Венгрия отклонила все предложенные варианты компромисса.
Документ, который обсуждают государства ЕС, определяет возможные правовые пути принятия решений большинством голосов и предусматривает «предохранители» для отдельных стран. В то же время в нем подчеркивается, что принцип консенсуса остается основой работы блока.
