Лонгриды

ЕС пытается заткнуть дыру в финансировании Украины

финансовая помощь
Украинские войска все чаще сталкиваются с тем, что Россия превосходит их по численности на линии фронта / Фото Reuters

Может ли Европа заполнить пробел, оставленный Соединенными Штатами в Украине? Этот вопрос уже давно волнует европейских чиновников, которые смотрят через Атлантику и видят блокирование финансирования и потенциальное возвращение Дональда Трампа, пишет CNN.

Это вопрос, на который пытается ответить Европейский Союз. На саммите Европейского Совета на этой неделе ЕС согласился изучить новые пути привлечения средств для Украины — в том числе путем привлечения долговых обязательств на финансовых рынках и, что является противоречивым, использование прибыли от замороженных российских активов.

Премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо заявил, что существует «открытость, по крайней мере с нашей стороны» к новым путям финансирования, и подчеркнул, что Европа не может «ждать, пока США примут решение за нас».

Однако лидеры не договорились о новых деньгах на вооружение. Это может стать проблемой, указывает CNN.

Насущная потребность Украины в вооружении становится все более острой. Президент Украины Владимир Зеленский неоднократно говорил своим западным союзникам, что самый большой вызов, с которым сейчас сталкивается страна, — это дефицит оружия, которым воспользовалась Россия.

Было бы несправедливо обвинять ЕС в том, что он не делает все возможное, чтобы помочь Украине. Несмотря на публичные разногласия между 27 странами-членами по таким вопросам, как отправка танков и то, должны ли деньги поступать напрямую из бюджета ЕС, блок в целом направил Киеву больше денег, чем США.

Однако тот же трекер также показывает, что лишь $5,6 млрд из общих $85 млрд ЕС было выделено на военную помощь, по сравнению с $2,2 млрд на гуманитарную помощь и $77,1 млрд на финансовую помощь.

А поскольку в Конгрессе на ближайшее будущее застрял вопрос о предоставлении военной помощи Украине в размере 60 млрд долларов, не сразу понятно, кто может реально восполнить этот пробел в финансировании.

Именно здесь и возникает основной вопрос: может ли Европа действительно заменить США?

Некоторые европейские чиновники любят ставить этот вопрос как сугубо экономический. По последним данным Всемирного банка, ВВП России составляет 2,24 триллиона долларов, тогда как ВВП ЕС — 16,75 триллиона долларов.

На бумаге это означает, что Европа гипотетически может пережить Россию, если война станет войной на экономическое истощение. Или более грубо: да, Европа имеет деньги, чтобы заполнить американский пробел.

Сложность заключается в том, как это работает политически. ЕС состоит из 27 суверенных государств, каждое из которых имеет независимую внешнюю политику. Некоторые из них являются членами НАТО, некоторые — нет, и официально являются нейтральными. Некоторые из них не против покупать американское оружие и отправлять его в Украину с конкретной целью — убивать российских солдат, другие — нет. Некоторые из них географически близки к России и опасаются, что война перекинется на их границы, другие защищены километрами земли между ними и Москвой и имеют десятилетия хороших экономических отношений с Россией.

За время войны европейское мышление изменилось. Дипломаты и чиновники говорят, что в начале конфликта роль Брюсселя заключалась в предоставлении финансовой помощи на такие вещи, как поддержание основных функций государства и прием беженцев, тогда как США должны были заниматься сортировкой вооружений.

Нельзя отрицать, что ЕС относится к обороне более серьезно. Недавно он обнародовал план окончательного развития европейской оборонной промышленности, которая в будущем сможет конкурировать с американской. Но даже этот долгосрочный план, до воплощения которого еще далеко, ставит перед странами-членами неудобные вопросы. Следует ли тратить деньги ЕС за пределами блока? Где строить заводы? Каким образом планы закупок должны быть связаны с инициативами, которые уже существуют в НАТО?

Это все на долгосрочную перспективу: В краткосрочной перспективе Украине срочно нужно оружие. На прошлой неделе CNN сообщила, что Россия производит втрое больше артиллерийских снарядов, чем США и Европа вместе взятые, для использования в Украине.

Инициатива, которую возглавила Чешская Республика и поддержали еще 17 стран-членов ЕС, предусматривает закупку боеприпасов на международных рынках, которые будут отправлены в Украину, вне структур ЕС.

Поскольку это не является официальным планом ЕС, это означает, что они могут действовать гораздо быстрее и не беспокоиться о том, что их страны-члены — главным образом Венгрия, которая имеет более тесные отношения с Россией, чем остальные страны ЕС — наложат вето или выхолостят планы.

В рамках чешской инициативы уже закуплено 300 000 артиллерийских снарядов, и ожидается, что они прибудут в Украину в июне. Украинцы, конечно, в восторге от этой инициативы, но также признают, что она не заткнет дыру в виде США.

Ранее в этом месяце министр иностранных дел Украины заявил: «Чешская инициатива является замечательной, но она далеко не достаточна… Если, кроме чешской инициативы, в этом году будут реализованы еще две инициативы… российские войска в Украине столкнутся с более значительными проблемами на линии фронта». Некоторые восприняли это как ссылку на заблокированный американский пакет.

Итак, может ли Европа заполнить пробел в финансировании Украины, оставленный Вашингтоном?

Ответ — да, Европа имеет средства. Есть ли у нее воля — большая неизвестность.

Чиновники из восточноевропейских стран подчеркивают важность убедить своих коллег в том, что украинская безопасность — это то же, что и европейская безопасность. Хотя бывшие советские республики часто изображают в Западной Европе как ястребов, они делают вполне справедливое замечание, что если Россия вторгнется на территорию НАТО, бомбы, скорее всего, упадут на них, а не, например, на Афины или Рим.

Но это задело бы все европейские страны, особенно те, которые являются членами НАТО. И те страны, которые имеют общие границы с Россией, почти повсеместно разделяют мнение, что единственный способ гарантировать, что Россия не расширит свою агрессию — это сделать НАТО настолько сильным, что нападение будет немыслимым даже для президента Владимира Путина.

Обосновать необходимость резкого увеличения оборонных расходов достаточно сложно даже тогда, когда на европейских границах идет война. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг приветствовал в прошлом месяце новость о том, что 18 стран-членов Альянса будут тратить на оборону 2% ВВП. Это значительное улучшение по сравнению с тем, что было десять лет назад, когда только три страны НАТО достигли минимального порога. Но это все равно означает, что даже во время кризиса, подобного украинскому, более трети не достигают этой цели.

Чем дольше тянется война, тем больше вероятность того, что наступит усталость. Чем больше давление на внутренние бюджеты на такие вещи, как государственные услуги и пенсии, тем труднее становится оправдать предоставление денег другой стране на ведение войны.

И это именно тот момент, когда европейское мышление может пойти одним из двух путей: обеспечить победу Украины над Россией ради всего континента или спросить, а какое это имеет отношение к нам?

Да, Европа может заполнить пробел, который оставили США — и в некоторых аспектах пытается это сделать. Но все зависит от того, смогут ли крупнейшие союзники Украины в Европе продолжать выигрывать этот спор.


Теги:

Если вы заметили орфографическую ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling