Лидеры стран ЕС на саммите в Брюсселе не пришли к соглашению об использовании замороженных в Европе российских активов для предоставления Украине «репарационного» кредита — из-за позиции Бельгии решение отложено примерно на два месяца. В то же время Евросоюз пообещал обеспечить финансирование потребностей Украины на 2026–2027 годы.
На саммите лидеров ЕС в Брюсселе 23 октября вопрос передачи Украине замороженных российских активов, которые оцениваются в около 140 млрд евро и хранятся частично в бельгийском депозитарии Euroclear, не был решен. По данным Bloomberg, его отложили примерно на два месяца — до следующего саммита, запланированного на 19 декабря.
Бельгия выдвинула ряд условий, из-за которых блокировала немедленное принятие решения. Премьер Бельгии Барт де Вевер требовал, чтобы риски, связанные с возможными юридическими претензиями со стороны России, распределялись между всеми странами-членами, а не лежали исключительно на Бельгии, на базе депозитария которой хранятся значительные активы. Де Вевер также настаивал, чтобы в схему были включены замороженные активы, размещенные в других государствах, и чтобы была прозрачность в отношении правовых рисков.
В то же время в итоговом коммюнике указано, что ЕС «обещает решать насущные финансовые потребности Украины в 2026–2027 годах, в том числе в отношении военных и оборонных задач». Председатель Европейского совета Антониу Кошта подчеркнул, что политическое решение о покрытии потребностей Украины на два года будет принято, а технические и юридические детали должны быть проработаны позже. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подтвердила, что работа над техническими аспектами будет продолжаться, а президент Франции Эммануэль Макрон призвал действовать методично, в рамках международного права.
Президент Украины Владимир Зеленский поблагодарил ЕС за продолжение финансирования и назвал решение «важным». В то же время он отметил, что хотел бы начать использование замороженных активов уже в 2026 году, и ожидает, что Еврокомиссия проработает все необходимые детали.
Вопрос условий использования будущего «репарационного» кредита остался дискуссионным: отдельные страны настаивают, чтобы большая часть средств была направлена на закупку европейского вооружения, другие предлагают оставить часть средств для общей бюджетной поддержки, в частности для приобретения вооружений за пределами ЕС. В Брюсселе также поднимались вопросы юридических гарантий в случае, если Россия начнет судебные иски за изъятие активов.
Москва предупредила о «болезненных» ответных мерах в случае изъятия ее активов и уже заявляла о возможных шагах вроде национализации иностранных активов в России. На саммите ряд лидеров признал, что нужна четкая юридическая база для использования активов, а также механизмы распределения рисков между членами ЕС.
В голосовании за итоговый документ об отсрочке принятого решения участвовали все лидеры ЕС, кроме Венгрии, которая воздержалась. Ожидается, что в течение следующих двух месяцев Еврокомиссия подготовит юридические предложения и технические варианты, чтобы представить их на декабрьском саммите.