Экономика

        Цены на авиатопливо в Европе взлетели: конфликт на Ближнем Востоке угрожает поставкам

        Иллюстративное фото / Фото Reuters
        Иллюстративное фото / Фото Reuters

        Европейские цены на дизельное и авиационное топливо достигли максимума за 15 месяцев на фоне войны между Израилем и Ираном. Торговцы опасаются срыва поставок с Ближнего Востока — ключевого источника нефтепродуктов для региона, пишет Financial Times.

        Согласно данным Argus, с момента начала боевых действий в прошлую пятницу, наценка на дизель по сравнению с нефтью марки Brent выросла на 60%, а на авиатопливо — на 45%. Этот скачок вызван опасениями, что любые перебои с транспортировкой топлива из стран Персидского залива существенно ограничат предложение в преддверии летнего сезона путешествий.

        Хотя базовая цена Brent за этот период выросла примерно на 9% (до почти $77 за баррель), аналитики отмечают, что мировой рынок нефти остается хорошо обеспеченным, а Израиль пока воздерживается от ударов по нефтяной инфраструктуре Ирана.

        Реклама
        Реклама

        Резкий рост именно цен на нефтепродукты (а не на сырую нефть) свидетельствует о зависимости Европы от импорта топлива с Ближнего Востока. «Это один из самых резких скачков за неделю», — говорит Джордж Мейер-Боннетт из Argus. Он предупреждает: любая нестабильность в Ормузском проливе, через который проходят экспортные маршруты нефти, газа и топлива из Персидского залива, в первую очередь ударит по европейскому дизелю.

        В прошлом году более 20% дорожного дизеля, импортированного в ЕС, Великобританию и Норвегию, поступало из стран Залива — прежде всего из Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ. Что касается авиатоплива — более половины европейского импорта приходилось на те же страны (около 13 млн тонн, по данным Kpler).

        Больше всего рискует Великобритания: в прошлом году она импортировала около трети своего дизеля и две трети авиатоплива.

        По состоянию на четверг, баррель авиатоплива торговался с наценкой $27 к Brent, дизель — почти с $29. По словам Мейера-Боннетта, потребители и авиакомпании почувствуют подорожание с задержкой, поскольку большинство компаний имеют хеджинговые стратегии.

        Зато рентабельность бензина в Европе слабеет из-за низкого спроса — как на внутреннем рынке, так и в ключевых странах-импортерах, таких как США, Канада и Нигерия.

        Существенно повлиял на ситуацию запуск нефтеперерабатывающего завода Dangote в Нигерии, которая ранее была вторым по объемам рынком экспорта бензина из Европы. «Объемы экспорта в Нигерию сократились вдвое», — отмечает Мейер-Боннетт.


        Реклама
        Реклама

        ТОП-новости

        Последние новости

        все новости