На этой неделе президент Украины Владимир Зеленский выступил с необычно сдержанным обращением к своей стране, намекнув на готовность к переговорам с Россией впервые с тех пор, как Москва начала полномасштабное вторжение более двух лет назад. На это обращает внимание CNN.
Зеленский предложил Москве направить делегацию на следующий мирный саммит, который он надеется провести в ноябре. На предыдущую мирную конференцию, состоявшуюся в Швейцарии в прошлом месяце, Россию не пригласили, поскольку Зеленский заявил, что любые переговоры могут состояться только после вывода российских войск с территории Украины.
В настоящее время Киев сталкивается с двойным ударом: сложной ситуацией на линии фронта и политической неопределенностью в отношении уровня будущей поддержки со стороны ближайших союзников Украины.
Хотя продвижение российских войск на востоке Украины значительно замедлилось после того, как в мае в страну начали поступать американские вооружения, оно не прекратилось полностью. Россия по-прежнему отвоевывает территории, хотя и гораздо более медленными темпами.
В то же время возникают вопросы о готовности некоторых ближайших и наиболее важных союзников Украины — в частности, США и Германии — продолжать вливать ресурсы в конфликт, поддерживая Киев.
Выступая перед журналистами в понедельник, Зеленский заявил, что Украина не получает достаточной помощи Запада, чтобы победить в войне, указав, что ее исход будет определяться далеко за пределами Украины.
«Не все зависит от нас. Мы знаем, что было бы справедливым окончанием войны, но это зависит не только от нас. Это зависит не только от наших людей и нашего желания, но и от финансов, от оружия, от политической поддержки, от единства в ЕС, в НАТО, в мире», — сказал президент.
Бывший посол США в Украине Джон Хербст сказал, что вполне вероятно, что смена тона Зеленского была реакцией на события, происходящие в США, где бывший президент Дональд Трамп в понедельник объявил ярого критика отправки помощи Украине Джей Ди Вэнса своим кандидатом в президенты.
В беседе с CNN на Аспенском форуме по безопасности Хербст сказал, что, возможно, Зеленский пытается наладить контакт с потенциальной будущей администрацией Трампа, подчеркивая, что он готов вести переговоры — при условии, что сделка, лежащая на столе, будет справедливой.
«Это должен быть (разумный) мир, который не позволит российским оккупантам продолжать пытать, репрессировать и убивать оккупированный народ Украины», — сказал он. Россия неоднократно отвергала обвинения в пытках и нарушениях прав человека в Украине, несмотря на многочисленные доказательства обратного.
Трамп и Зеленский поговорили в пятницу, что Трамп назвал «очень хорошим телефонным разговором».
Бывший президент заявил, что он «принесет мир во всем мире и положит конец войне, которая стоила стольких жизней», а Зеленский сказал, что они обсудили, «какие шаги позволят сделать мир справедливым и действительно прочным».
В последние месяцы президент России Владимир Путин неоднократно повторял, что готов вести переговоры с Украиной, хотя и на условиях, которые остаются совершенно неприемлемыми для Украины и ее западных союзников.
Путин заявил, что Россия прекратит войну в Украине, если Киев полностью сдаст четыре региона, на которые претендует Москва: Донецкую, Луганскую, Херсонскую и Запоржскую области. Значительная часть этих регионов остается под контролем Украины, так что Путин, по сути, просит Украину отдать территорию без боя. Путин также заявил, что любое мирное соглашение потребует от Украины отказаться от стремления вступить в НАТО, что заставило Киев назвать это предложение «оскорбляющим здравый смысл».
Орыся Луцевич, заместитель директора программы по России и Евразии в Chatham House, сказала, что, учитывая публичные требования Путина, слова Зеленского, скорее всего, были посланием остальному миру.
«Это сигнал и для России, и для Глобального Юга, что Украина не является какой-то препятствующей силой. Она готова сесть за стол переговоров. Но это не может быть полностью на российских условиях, и это не может привести к (капитуляции) Украины перед Россией… Путин требует контроля над регионами, которые он не может завоевать военным путем», — сказала она в интервью CNN.
Луцевич считает, что Путин активизировал свои призывы к переговорам, потому что знает, что его окно возможностей может закрыться.
Несмотря на то, что Россия значительно больше и сильнее Украины, ей не удалось реализовать свои территориальные цели — даже когда Киев получал лишь ограниченную помощь от Запада. Первая попытка Москвы взять столицу закончилась поражением, а линия фронта не продвинулась существенно более чем за год.
Новая военная помощь США начала поступать на передовую в Украине в мае, после нескольких месяцев задержек, вызванных политическим тупиком в Конгрессе США. В то же время Украина наконец получила разрешение от некоторых западных стран использовать свое оружие для нанесения ударов по целям на территории России — правда, только в ограниченных случаях и в районах, расположенных вблизи границы с Украиной.
Хотя это помогло замедлить продвижение России и предотвратить возможную повторную оккупацию Харьковской области, Украина все еще защищает территорию, а не продвигается вперед, чтобы вернуть районы, находящиеся под российской оккупацией.
«Украинским силам придется накапливать технику, материалы и живую силу для будущей контрнаступательной операции, и это часть российского расчета, который мы наблюдаем — российское военное командование, похоже, придерживается стратегии проведения последовательных наступательных операций по всей линии фронта, — говорит Райли Бейли, аналитик по России из американского Института изучения войны.
По словам Бейли, постепенно продвигаясь вдоль линии фронта протяженностью более 600 миль (1000 километров), Россия вынуждает Украину перейти к оборонительным операциям, а не готовиться к контрнаступлению.
«Им необходимо ослабить российские силы и средства, которые участвуют в наступательных операциях, что обеспечит большую гибкость и ослабит давление», — сказал Бейли. «Тогда Украина сможет начать делать оперативный выбор, который она не могла сделать в последние несколько месяцев».
Но успех любого будущего украинского контрнаступления будет зависеть в первую очередь от того, какую поддержку оно получит от своих западных союзников. На этой неделе Зеленский заявил, что нынешнего уровня поддержки достаточно, чтобы сдержать дальнейшее продвижение России, но не выиграть войну.
Эта неделя принесла еще больше неопределенности на этом фронте, поскольку Трамп объявил, что выбрал Вэнса в качестве своего кандидата в вице-президенты. Вэнс ранее предлагал Украине вести переговоры с Россией, поскольку у США и других союзников нет возможности поддержать ее. Сам Трамп заявил, что «закончит войну за один день», и сказал, что США не должны отправлять деньги в Украину без каких-либо условий.
В то же время стало известно, что Германия, которая является одним из крупнейших сторонников Украины, планирует вдвое сократить военную помощь Украине в следующем году — хотя она считает, что Украина сможет удовлетворить основную часть своих военных потребностей за счет кредитов в размере 50 миллиардов долларов, полученных от замороженных российских активов, одобренных «Большой семеркой» в прошлом месяце.
Если бы реализовался наихудший для Украины сценарий — если бы США прекратили оказывать помощь, Европа не активизировала свою помощь, а Украина не смогла бы получить доступ к замороженным российским активам — Россия, вероятно, начала бы добиваться гораздо больших успехов.
По словам Хербста, если демократы победят на президентских выборах в США в ноябре, нынешняя политика США по поддержке Украины, скорее всего, продолжится, и помощь будет поступать еще больше.
«Если победит Трамп, мы не знаем, что он будет делать. Но мы знаем, что в его команде по национальной безопасности есть серьезные люди, которые поймут, что Путин — это прямая угроза американским интересам и что для США важно или критически важно, чтобы Путин проиграл в Украине», — добавил он.
Однако Хербст считает, что есть еще один фактор, который может убедить возможную администрацию Трампа продолжать помогать Украине.
«Если его команда прекратит помощь, и Украина развалится, это будет крупным поражением США по вине команды Трампа. Поражение, которое превзойдет позор и ущерб, нанесенный некомпетентным уходом Байдена из Афганистана. И в его команде найдутся люди, которые это поймут», — сказал он.
Аналитики ожидают, что пакет помощи Украине — более 60 миллиардов долларов, одобренный Конгрессом США в начале этого года, — продлится для Киева от года до 18 месяцев, что может быть достаточным временем для перегруппировки и нового контрнаступления.
По словам Луцевич, Украине крайне необходимо добиться успехов на поле боя, а затем посмотреть, есть ли у России реальное желание вести переговоры, которое, по ее словам, в настоящее время не выглядит искренним.
«Но какие у нас есть доказательства того, что россияне хотят вести переговоры? Путин переводит свою страну в состояние тотальной войны», — сказала она, добавив, что война, скорее всего, закончится только тогда, когда Москва начнет чувствовать угрозу.
«Я думаю, что эта война закончится, когда Путин почувствует, что российский контроль над Крымом находится под угрозой».
Украина уже активизировала свои атаки на полуостров, незаконно аннексированный Россией в 2014 году и являющийся домом для Черноморского флота Москвы. Киев утверждает, что его военные нанесли удары и потопили или серьезно повредили несколько российских военных кораблей в этом районе, выведя из строя по меньшей мере треть Черноморского флота России.
Украине также удалось несколько раз ударить по мосту через Керченский пролив, соединяющему Крым с Россией, и временно перекрыть его. Южный фронт, простирающийся от Донбасса на востоке Украины через Херсонскую и Запорожскую области, где оккупированная Россией территория создает сухопутный мост между Россией и Крымом, будет ключевой целью.
Хотя тон Зеленского, возможно, изменился на этой неделе, его позиция относительно того, как должно выглядеть мирное соглашение, не изменилась, по крайней мере, публично. Большинство украинцев не хотят, чтобы правительство вообще отдавало какие-либо территории.
«Сейчас политически трудно, если не невозможно, утверждать, что мир может быть достигнут без полного возвращения всех украинских территорий. Но это не значит, что со временем это станет невозможным», — сказал Хербст.
Он считает, что Киев может «с некоторым основанием говорить о победе Украины в этой войне», даже если Украине не удастся вернуть всю довоенную территорию — при условии, что она вернет себе достаточно, чтобы стать экономически жизнеспособным и безопасным государством.
«Но чтобы быть безопасным государством, особенно в таких условиях, она должна быть членом НАТО. Я считаю, что если бы это было действительно на столе переговоров, то есть за этим стояла бы вся вера и мощь Соединенных Штатов, то теоретически это могло бы привести к стабильному миру», — сказал он.
«Это не будет справедливым миром, потому что вы все равно отдадите миллионы украинцев на милость порочного режима Кремля, который показал, что не любит — и это очень вежливый способ выразить это — украинцев, которые считают себя украинцами, а не малороссами».