Президент России Владимир Путин получил на Аляске всё, на что мог рассчитывать. Президент США Дональд Трамп получил очень мало — если судить по его собственным показателям перед саммитом, пишет CNN.
Сейчас вопрос в том, смог ли Трамп добиться хотя бы каких-то умеренных уступок или заложить основу для будущей безопасности Украины в случае заключения мирного соглашения с Россией, что не было сразу очевидно после встречи в пятницу.
При этом он оказался перед рядом сложных стратегических вопросов.
Несмотря на заявления Трампа о «большом прогрессе» и что саммит был «10 из 10», все признаки указывают на огромную победу российского лидера.
Роскошное сценическое шоу Трампа во время прибытия Путина в пятницу, с почти синхронным выходом из президентских самолётов и прогулкой по красной дорожке, частично восстановило имидж Путина на Западе, где его считают изгоем и обвиняют в военных преступлениях в Украине.
К концу встречи Трамп сделал значительную уступку, приняв российскую позицию, что мирные шаги должны сосредоточиваться на заключении окончательного мирного соглашения — переговоры о котором, скорее всего, займут месяцы или годы — вместо немедленного прекращения огня, чтобы остановить российское наступление. Как отметил корреспондент CNN Ник Пейтон Уолш, это просто даёт Путину больше времени для истощения Украины.
Главное, что Трамп, по крайней мере пока, отказался от угроз введения новых жестких санкций против России и расширения вторичных санкций против стран, покупающих ее нефть и, соответственно, финансирующих войну. Ранее он угрожал такими мерами из-за неудовлетворенности упертостью Путина и убеждения, что российский лидер «тестирует» его.
Эта возможность давления могла привести Путина на Аляску. Но Трамп, по-видимому, отказался от неё, почти ничего не получив взамен. «Из-за того, что произошло сегодня, я думаю, мне сейчас не нужно об этом думать», — сказал Трамп в интервью Fox News после саммита.
После встречи Трамп проинформировал европейских лидеров, что Путин призвал Украину уступить примерно треть Донбасса — восточные области Луганск и Донецк, которые сейчас не контролируются Россией. В обмен Россия предложила заморозить фронт на юге — в Херсонской и Запорожской областях. Это поставило бы Украину перед мучительным выбором, а некоторые аналитики считают, что такая сделка давала бы Москве платформу для будущего наступления.
Европейские лидеры также сообщили, что Трамп выразил готовность предоставить США гарантии безопасности Украине после окончания войны, хотя не уточнил, какие именно.
Были также приглашены несколько европейских лидеров на встречу Трампа с президентом Украины Владимиром Зеленским в Белом доме в понедельник, что может свидетельствовать о расширении миротворческой инициативы США. Киев, в свою очередь, останется настороже к любым попыткам давления на уступки, на которые Трамп согласился с Путиным.
Для украинцев и их европейских союзников — которых не допустили до встречи и кого Трамп проинформировал позже — стало хоть немного спокойнее: план обмена территориями между США и Россией не возник, что является победой европейской дипломатии перед саммитом.
При этом Трамп намекнул, что во время встречи с Зеленским в Белом доме он будет оказывать давление. «Теперь это зависит от президента Зеленского, чтобы достичь результата», — сказал Трамп Fox News.
Россия готова согласиться на детальный мирный процесс с бесконечными переговорами, что позволит ей продолжать наступательные действия, включая успешное летнее наступление, в то время как украинцы жаждут хотя бы временного облегчения от ударов дронов и ракет по гражданскому населению. Мирные переговоры без прекращения огня оставляют Украину открытой для российского или американского давления.
Энтузиазм Трампа относительно мира в Украине заслуживает оценки, даже если его публичные просьбы о Нобелевской премии вызывают сомнения относительно истинных мотивов. Одним из положительных моментов саммита является то, что США и Россия — страны с крупнейшими ядерными арсеналами — снова ведут диалог.
Но основная предпосылка миротворческой стратегии Трампа заключается в том, что сила его личности и его якобы уникальный статус «величайшего заключателя сделок в мире» могут завершать войны. После саммита на Аляске этот миф выглядит весьма изношенным.
Неудача Трампа достичь собственных ожиданий оставляет его перед трудными выборами:
► Вернуться к прежним попыткам давления на Украину, чтобы заставить ее уступить, легитимизируя вторжение Путина и изменяя международные границы?
► Или, стремясь восстановить свой престиж, применить давление и санкции против России? Трамп намекнул на это в интервью Fox News: «Возможно, придётся подумать через две-три недели, но сейчас об этом думать не нужно».
► Или же пойти на переговоры о окончательном мирном соглашении с Россией, что, как показывает история, будет долгим и сомнительно выполняемым процессом. Он надеется на трёхсторонний саммит Путин-Зеленский-Трамп, что удовлетворит его жажду зрелищных телевизионных событий, но после доказательств того, что Россия не хочет заканчивать войну, прорывов ждать трудно.
► Ещё одна возможность — Трампу просто наскучат детали и долгий процесс миротворчества без быстрых побед, которые он мог бы показать своим сторонникам.
Стиль превыше сути явно сыграл против Трампа на Аляске. Путин выглядел гораздо более подготовленным, тогда как Трамп импровизировал. Очевидно, что Россия играет на желании Трампа к эффектным моментам, удерживая его внимание, предлагая мало уступок.
Трамп, возможно, остаётся лучшей надеждой на мир в Украине, ведь может говорить с Путиным напрямую, в отличие от Украины или её европейских союзников. Но США остаются ключевым гарантом безопасности Украины, способным нанести ущерб России и Путину через прямые и вторичные санкции.
Однако для этого Трамп должен искренне этого хотеть. Пока что он, кажется, вновь под влиянием Путина.
Его прозрачная манипуляция российским лидером и доверчивость Трампа вызывают беспокойство в Украине. Путин хвалил Трампа за второй срок и подтвердил его сомнительные утверждения о голосовании по почте, что поражает, особенно с учётом данных американской разведки о вмешательстве России в выборы 2016 года в пользу Трампа.
События на Аляске разрушили утверждение Белого дома, что Трамп — «Президент мира». Неудача завершить войну в Украине, которую он обещал решить легко, вместе с соучастием США в гуманитарной катастрофе в Газе, оставляют его наследие как миротворца и желанную Нобелевскую премию недостижимыми.
Однажды он предсказывал, что сможет закончить войну в Украине за 24 часа. После саммита на Аляске он лучше понимает, насколько это сложно: «Я думал, что это будет самое легкое из всех, а оказалось самым трудным».