Лонгриды

        Bloomberg: Военная машина Путина теперь встроена в российскую экономику

        Путин на заводе военной техники «Мотовилиха» в Перми, 19 сентября 2025 года / Фото ТАСС
        Путин на заводе военной техники «Мотовилиха» в Перми, 19 сентября 2025 года / Фото ТАСС

        Даже если пушки в Украине замолкнут, российская экономика может так и не сойти с поля боя, пишет Bloomberg.

        Годы масштабных оборонных расходов зафиксировали страну в состоянии милитаризации, которая трансформировала заводы и затянула сотни тысяч работников. Это подъем помог избежать падения экономики — делая отступление опасным.

        Кремль не намерен сворачивать. Путин видит длительную потребность в хорошо оснащенных российских вооруженных силах — то, чего западные лидеры боятся как потенциальной угрозы для НАТО в течение пяти лет — и хочет встроить процветающую оборонную индустрию в свое долгосрочное видение.

        Реклама
        Реклама

        Пока он строит планы, а Европа тратит миллиарды на переоснащение своих армий в ответ, возникает вопрос: что будет с избытком танков и ракет, которые российские заводы сейчас штампуют.

        Москва могла бы превратить то, что сейчас истощает бюджет, в жизнеспособный источник доходов, продавая оружие союзникам вроде Китая. Но, накапливаясь на восточных рубежах НАТО и дестабилизируя отношения с Европой, эти запасы рискуют стать бременем для экономики, которая уже борется с санкциями, шаткой банковской системой и угасающим ростом.

        Сам Путин на прошлой неделе во время визита на старейший оборонный завод России смотрел дальше возможного завершения войны, заявив, что «спрос на современные вооруженные силы на этом не закончится».

        Наращивание военного производства в России было впечатляющим. До полномасштабного вторжения в Украину в 2022 году планировалось поставить около 400 бронемашин. Теперь отгружают в десять раз больше.

        Есть и инновации: запущены собственные линии по производству дронов после того, как они стали ключевым оружием конфликта. Сначала опираясь на импорт из Ирана, в прошлом году Россия произвела 1,5 миллиона беспилотников — против 140 тысяч в 2023-м.

        Расходы на войну, впрочем, также огромны. Расходы на оборону в 2022–2024 годах составили не менее 22 трлн рублей (263 млрд долларов), согласно имеющимся официальным данным. И признаков сдерживания расходов в ближайшие три года нет, что ведет к ежегодным дефицитам в бюджете, уже сжатом санкциями.

        Россия может обратиться к опыту после Второй мировой войны, как использовать расширенные военные заводы: перевод СССР на военные рельсы в 1941 году заложил основу для того, чтобы после завершения боевых действий он стал ведущим мировым экспортером вооружений, отмечает Татьяна Орлова из Oxford Economics.

        «Война России против Украины превратилась в гигантский полигон испытания новых видов вооружений и технологий», — сказала она. После завершения конфликта или его замораживания «обе страны, вероятно, будут экспортировать технологии и оборудование, которые оказались наиболее успешными».

        Что говорят в Bloomberg Economics…

        «Россия вряд ли прекратит милитаризацию своей экономики даже в случае завершения войны в Украине. Более широкое геополитическое противостояние между Москвой и Западом вряд ли утихнет. Это будет одним из факторов, который будет удерживать значительную часть российской оборонной промышленности на уровнях производства значительно выше довоенных, готовясь к потенциальным будущим военным конфликтам».
        Алекс Кокчаров, аналитик по геоэкономике

        Уже будучи №2 в мире по поставкам оружия после США до нападения на Украину, Россия за последние годы сократила продажи, потому что использовала произведенное в войне против соседа. Сейчас есть признаки восстановления.

        Оборонная индустрия снова участвует в выставках вооружений в Индии, Китае, на Ближнем Востоке и в Африке. Впервые за шесть лет российское оружие показали на экспозициях в Малайзии и Бразилии. Предложения охватывают весь спектр военной техники. На столе также — трансфер технологий и совместное производство.

        Государственный экспортер «Рособоронэкспорт», который обеспечивает около 85% иностранных продаж, говорит, что отложенный спрос поднял портфель заказов до рекордных 60 млрд долларов — это гарантия загрузки заводов и многолетних контрактов.

        Россия может экспортировать ежегодно от 17 до 19 млрд долларов военной техники в первые четыре года после войны в Украине, оценивает Центр анализа мировой торговли оружием, указывая на спрос в странах Глобального Юга, которые стремятся избежать зависимости от США.

        «Спрос на российское оружие вряд ли исчез», — говорит Анна Борщевская, старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики. «Чиновники на Ближнем Востоке и в Северной Африке будут рассматривать даже ограниченное или временное соглашение по Украине как зеленый свет, чтобы быстро воспользоваться новыми цепочками поставок Москвы».

        Одним из стимулов, по ее словам, является цена: скачок объемов производства дал значительную экономию в масштабе, что сделало некоторые продукты дешевле, чем до вторжения.

        Стратегия не без недостатков. Портфель «Рособоронэкспорта», несмотря на ощутимую «подушку» на случай сокращения госрасходов, все же меньше половины годового оборонного бюджета. А часть потенциальных клиентов может столкнуться с давлением Запада — подобно тому, как Дональд Трамп требовал от Индии прекратить покупку российской нефти.

        Более того, хотя военные заводы и дальше будут работать — обеспечивая занятость и внося вклад в экономический рост — возможны сокращения и урезание зарплат, предупреждает Орлова из Oxford Economics. Экспорт не сгенерирует достаточного спроса, чтобы удерживать предприятия в круглосуточном режиме, как сейчас, отмечает она.

        Путин настаивает, что деньги, которые Россия потратила на «раскручивание» военного производства, не были потрачены зря, и дает понять, что осознает будущие вызовы. Чтобы облегчить переход, он выступает не только за наращивание экспорта вооружений, но и за более тесную кооперацию между оборонными и гражданскими предприятиями.

        Так называемое производство двойного назначения, по его мнению, уже должно быть возможным для компонентов в судостроении, авиации, электронике, медицинском оборудовании и сельском хозяйстве.

        Однако для Путина определяющим фактором в принятии решений будет оставаться поддержание боеготовности вооруженных сил, на которые он сможет полагаться и после нынешней миссии, — а это означает, что обновленные производственные мощности России останутся надолго.


        Реклама
        Реклама

        ТОП-новости

        Последние новости

        все новости