Когда в июне мировые лидеры собрались в Швейцарии, чтобы обсудить войну в Украине, появилась возможность заглянуть в закулисные игры власти в Киеве, где Владимир Зеленский пытается сохранить поддержку.
Когда президенты и премьер-министры собрались для семейного фото в альпийской обстановке, возвышающийся украинский чиновник в зеленой форме расположился в центре группы, едва ли на расстоянии вытянутой руки от своего босса пишет Bloomberg.
Любой, кто имел дело с украинским президентом, скорее всего, узнает Андрея Ермака, главу его администрации, который постоянно находится рядом с ним. Его несочетаемое положение — перед вице-президентом США Камалой Харрис, между президентом Швейцарии и будущим главой НАТО — свидетельствует о растущем влиянии ближайшего советника Зеленского в военной иерархии Украины. Советник Ермака сказал, что состав участников был организован швейцарскими хозяевами, и включение Ермака отражает его роль на встрече.
По мере того как российское наступление продолжается уже третий год, некоторые международные сторонники Украины все больше беспокоятся о том, насколько много решений сосредоточено в руках 52-летнего Ермака, бывшего кинопродюсера, который стал единственным доверенным лицом президента, имеющим непосредственное право голоса во всем, от внешней политики до военного планирования.
«Я не участвую в каждой работе, я только координирую», — сказал Ермак в интервью в своем офисе в Киеве в среду. «Да, я очень горжусь тем, что президент спрашивает мое мнение, но он спрашивает мое мнение, потому что я получаю результаты».
Опасения по поводу Ермака всплывают в опасный для Зеленского момент.
Украина пытается противостоять возобновлению российского наступления и готовится к следующей зиме с разрушенной энергетической инфраструктурой, а выборы в США и возможность возвращения Дональда Трампа в Белый дом ставят вопрос о том, как долго Киев сможет рассчитывать на поддержку своих союзников. Сам президент также уязвим для обвинений в отсутствии легитимности — его полномочия закончились бы 20 мая, если бы военное положение не отложило выборы.
Идея о том, что Зеленский не имеет надлежащего мандата на руководство военными действиями в Украине, — это тезис, навязываемый его врагами в Кремле. Но, как и большинство лучших пропагандистских идей, она затрагивает реальные вопросы о том, насколько жизнеспособно приостанавливать нормальный демократический процесс в долгосрочной перспективе, особенно в условиях, когда начинают появляться признаки недовольства правительством.
«Все это делается просто для того, чтобы напасть на меня», — сказал Зеленский в интервью Bloomberg Television 3 июля, в котором он назвал Ермака «влиятельным менеджером».
Президент отмахнулся от критики по поводу того, что в результате восхождения Ермака власть оказалась в одних руках, заявив, что пристальное внимание к его начальнику штаба слишком хорошо сочетается с кампанией дезинформации, проводимой под руководством Кремля. «Он делает то, что я ему говорю, и выполняет поставленные задачи», — сказал он.
По словам людей, знакомых с ситуацией и говоривших на условиях анонимности, взлет Ермака сопровождался падением многих других приближенных к вершине — среди них спикер парламента, глава центрального банка и его предшественник на посту главы администрации — зачастую по вине старшего помощника.
Очередные перестановки не за горами. В прошлом месяце украинский лидер подтвердил, что рассматривает возможность обновления кабинета министров, хотя и отказался комментировать широко распространенные предположения о том, что он может сменить премьер-министра Дениса Шмыгаля.
«Глава президентской администрации неформально всегда обладал большой властью в Украине», — сказала Оксана Шевель, доцент политологии в Университете Тафтса под Бостоном, добавив, что недоверие к Ермаку среди украинской общественности может ограничить возможности помощника в будущем.
Одна из членов делегации рассказала о самоуверенном чиновнике с огромным влиянием, который часто выдвигает амбиции, превосходящие реальность, в том числе требование создать большой парк истребителей F-16. Несмотря на то что первые истребители прибыли на этой неделе, этот проект был омрачен задержками, нехваткой запчастей и языковым барьером между украинскими пилотами и инструкторами, что значительно снизило первоначальные цели, сообщило агентство Bloomberg в прошлом месяце.
Ермак не из тех, кто действует в тени власти, и — при росте шесть футов три дюйма (190 см) — он возвышается над Зеленским. Его профиль в социальных сетях изобилует снимками Ермака один на один с Папой Римским Франциском, президентом Франции Эммануэлем Макроном и другими людьми, причем его босса часто не видно.
7 июня в своем Telegram-канале Ермак показал, как он пожимает руку президенту США Джо Байдену, в то время как Зеленский рядом приветствует министра обороны Ллойда Остина — протокольная реверсия, вызвавшая язвительные комментарии в Киеве.
Такая динамика породила распространенную среди украинцев поговорку о начальнике штаба: «Он не номер один, но и не номер два».
Динамика власти — серьезный вопрос для союзников по НАТО и международных доноров, включая Европейский союз и Международный валютный фонд, которые поставили прозрачность в качестве основного условия для перечисления средств.
По словам людей, знакомых с оценками в западных столицах, кадровые перестановки, приписываемые Ермаку, вызвали опасения, что любое дальнейшее ужесточение отношений между Зеленским и его окружением может лишить силы столь необходимые реформы — даже меры по борьбе с коррупцией и укреплению правопорядка.
Но мандат Ермака шире, чем у любого из его предшественников. Он принимал центральное участие в принятии всех ключевых решений военного времени: замене генерала Залужного, поставках оружия, переговорах о гарантиях безопасности, обмене пленными и — на саммите в Швейцарии — привлечении на сторону Киева стран Глобального Юга.
Некоторые чиновники сравнивают его роль с ролью генерального директора, а Зеленского — с председателем совета директоров.
«Конечно, я читаю и слышу, как люди говорят о моей власти, но, пожалуйста, скажите мне, как я использую эту власть? Чтобы работать 24 часа в сутки, семь дней в неделю, брать на себя больше обязательств и больше рисков», — сказал Ермак в интервью. Зеленский, добавил он, «человек, который считает, что важно слушать и знать разные мнения. Он всегда сам принимает решения».
Союзники внимательно наблюдали за происходящим. Замена популярного в Украине генерала Валерия Залужного в феврале вызвала в столицах стран НАТО недоумение по поводу перетряски в тот момент, когда Киев противостоял новому наступлению России.
В мае Ермак сыграл важную роль в смещении министра инфраструктуры Александра Кубракова, чиновника, который когда-то был напрямую связан с Зеленским и был близок к администрации Байдена, по словам людей, знакомых с этим смещением.
Президентская канцелярия не смогла должным образом объяснить этот уход и другие кадровые изменения, в результате чего иностранные правительства остались в недоумении по поводу этого шага.
Примечательно, что посол США в Украине Бриджет Бринк опубликовала сообщение на социальной платформе X, в котором похвалила Кубракова 9 мая, в день, когда министр был уволен в результате парламентского голосования. Бринк поблагодарила Кубракова «за прекрасное партнерство» в течение последних двух лет, когда он работал над поддержкой украинского экспорта, энергетической инфраструктуры и экономического роста.
«Я с нетерпением жду возможности оставаться рядом, чтобы помочь Украине выиграть войну и победить в будущем», — написала посол.
Флагманские дипломатические усилия в Швейцарии, где Ермак занял столь видное место, также не прошли по плану. По итогам двухдневного саммита в Люцерне, ставшего кульминацией многомесячной дипломатической работы, Украине не удалось склонить на свою сторону ключевые страны-участницы, включая Индию, Индонезию, Южную Африку и Саудовскую Аравию.
Тем не менее Зеленский терпел порой безжалостные методы Ермака, поскольку считал его человеком, решающим проблемы, предлагающим быстрые и простые решения, не обременяющие президента, по словам людей, знакомых с их отношениями. Зеленский доверял Ермаку наравне с его женой Еленой Зеленской. По их словам, до войны Ермак даже ездил с супругами в отпуск за границу.
Другой чиновник из правительства НАТО сказал, что роль начальника штаба в президентской системе Украины всегда уязвима для спекуляций на тему заговоров, и что у Ермака была надежная репутация, позволяющая доводить дела до конца.
Близость Зеленского и его помощника отражается в тесном помещении президентского комплекса на Банковой улице — некогда процветающей части центра Киева, которая теперь превратилась в укрепленный квартал со шлагбаумами и контрольно-пропускными пунктами. Зеленский и его окружение называют его своим домом с начала войны.
«Он очень сильная личность», — говорит Ермак о своем начальнике. «Все, что у него есть, он сделал сам. Никто ему не помогал. И я могу сказать то же самое о себе».
В резюме Ермака отражено привилегированное советское воспитание. Его отец работал в советском посольстве в Афганистане в конце 1980-х годов. Окончив Институт международных отношений при Киевском университете имени Тараса Шевченко и получив диплом юриста, Ермак в конце 1990-х годов основал фирму, специализирующуюся на правах интеллектуальной собственности.
Его работа на крупнейшем украинском телеканале «Интер» привела его к контакту с Зеленским, который был исполнительным продюсером. Он проследил путь Зеленского от комического актера и звезды телевизионной комедии «Слуга народа», в которой он изображал школьного учителя, становящегося президентом, до высокого поста.
Первым заданием Ермака после того, как он присоединился к новоизбранной администрации Зеленского в 2019 году, была работа в качестве связного с Руди Джулиани, главным порученцем Трампа в Украине, когда тогдашний президент пытался заставить власти в Киеве провести расследование в отношении Байдена в преддверии их предвыборной борьбы в 2020 году.
Первоначально главный помощник был основным каналом связи для Джулиани, когда тот пытался подтолкнуть Зеленского к объявлению расследования. Их обмен мнениями привел к телефонному разговору Трампа с Зеленским в июле 2019 года, который вызвал обвинения в попытке вмешательства со стороны иностранного правительства и привел к первому импичменту Трампа.
Следующим его назначением стала должность главного переговорщика от Украины в рамках Минского соглашения, которое было призвано разрядить напряженность в отношениях с Россией из-за ее поддержки сепаратистов на востоке Украины. Встречи с кремлевскими чиновниками создали Ермаку репутацию человека, занимающего бескомпромиссную позицию в дипломатическом процессе и часто воспринимающего мир в черно-белых тонах, говорят люди, знакомые с дискуссиями с российскими чиновниками.
В последнее время Ермак выступал в качестве архитектора мирного плана Украины, цель которого — привлечь союзников за пределами Запада к требованиям Киева прекратить войну до начала переговорного процесса с находящейся в изоляции Россией.
Несмотря на неудачу в Швейцарии, Ермак заявил, что будет добиваться поддержки партнеров — с последующим саммитом, на котором может присутствовать Россия, хотя она и отвергла проект. Выступая перед журналистами через несколько дней после саммита, главный помощник признал, что Украина находится в невыгодном положении, когда речь идет о ресурсах Кремля, но Киев все равно может выиграть.
«Россия не мотивирована», — сказал Ермак журналистам в ходе телефонной конференции. «В конце концов, победа на стороне тех, кто мотивирован».